
Аббатство – это группа писателей, которая поселилась в 1906-1908 годах в французском городе Кретейле в помещении исчезнувшего католического монастыря, создав что-то наподобие средневековой коммуны. Для того, чтобы себя обеспечить, начинающие молодые литераторы и художники, объединенные в общины, организовали собственную топографию, которую оснащали всем необходимым. Сообщество творцов получило свое название «Аббатство» в честь утопичного Телемского аббатства из произведения Ф. Рабле.
Поэты Аббатства
Поэты этого творческого содружества: Рене Аркос, Жорж Шеневьер, Люк Дюртен, П. Ж. Жув, Жорж Дюамель, Альбер Глез, Анри Мартен, Шарль Вильдрак, Жюль Ромен, связанные социально-психологическими идеями, демократическими взглядами, темами и мотивами поэтического творчества, черпали вдохновение из поэзии У. Уитена, Э. Верхарна, произведений Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Творчество писателей «Аббатства» впечатляет нежной, тончайшей лирикой, которая изображает хрупкие, ранимые индивидуальности.
Жизненные убеждения, творческие принципы представителей «Аббатства»
Жизненные убеждения, творческие принципы представителей «Аббатства» полностью отклоняли взгляды символистов. В отличии от несоциального, уходящего от реальности и человека символизма, идеология «аббатов» отталкивалась от понятия того, что человечество единодушно, а человек – всего лишь часть души, принадлежащей обществу. Они считали, что человек живет полной жизнью только сплотившись с тем или иным случайно образовавшемся или постоянным коллективом, общей душой. Это единство (унанимизм) – духовная основа общества, стоящая выше всех личностных и групповых интересов.
В их понимании коллективная душа, психические состояния – настоящая духовная действительность, которая становится содержанием художественных идей. Например, душа улицы ощущается с помощью шума случайных гуляющих прохожих. У покупателей в магазине также единая душа: всех их наполняет желание совершить удачные покупки; посетители метро охвачены целью быстрее добраться до места назначения.
Унанимизм как литературное течение, возникшее против символизма, полностью развернулся в творчестве крупного философа Жюль Ромена (1885-1972), автора манифеста «Единодушная жизнь» (1908), «психофизиологических эссе», вызвавших много возмущений в 1920-е годы. Писатель считается создателем унанимизма, открывателем этой новой науки – поэтически постигнутой социальной психологии. Главный труд Ж. Ромена – 27-томную эпопею «Люди доброй воли», изначально задуманную как произведение о Париже, он посвятил истории Франции в период с 1908 по 1933 год. Представители советской литературы 1930-х годов считали унанимистов спутниками социалистического романизма.
Унанимисты, отвергающие принципы символизма, видели поэзию душевной, лирически непосредственной, наполненную социальным содержанием, основной задачей художника считали изображение единодушной жизни людей и предметов.
Распад
Творческое объединение «Аббатство», просуществовавшее короткое время – около двух лет, распалось из-за материальных недостатков, с которыми столкнулись его участники.
Слово аббатство произошло от французского – groupe de L’Abbaye