Абсурдизм

Сизиф — символ абсурдности человеческого существования. Картина Франца фон Штука
Сизиф — символ абсурдности человеческого существования. Картина Франца фон Штука
Сизиф — символ абсурдности человеческого существования. Картина Франца фон Штука

Абсурдизм это направление в авангардной художественной культуре середины 20 века. Абсурдизм – часть мировоззренческой теории экзистенциализма, своеобразная реакция художника и философа на череду кровавых, охвативших мир войн, и показавших, что человеческая жизнь – пыль и неиссякаемый источник страданий.

Корни абсурдизма

Корни абсурдизма, как художественного явления, гораздо глубже, в концепциях философа датского происхождения XIX века Сёрена Кьеркегора, он приходит к теории абсурда в нескольких своих трудах, однако цельно и наиболее аргументировано, она представлена в одной, считающейся классической. В своей философской работе «Страх и трепет» Кьеркегор выводит библейский сюжет о жертвоприношении Авраама.

«Жертвоприношение Авраамом Исаака» Рембрандт, Эрмитаж
«Жертвоприношение Авраамом Исаака» Рембрандт, Эрмитаж

Человеческая жизнь абсурдна и несвободна – таков вывод философа. Авраам вынужден принести Богу в жертву своего сына, ибо вера его в Небесного Отца безгранична. Убийство возведено в высокий ранг священного деяния, по сути – нелепость, приносящая глубокие страдания.

Парадоксом является и возвращение Исаака Аврааму, которое невозможно логически осмыслить. Вера в творца абсурдна, делает вывод философ, потому что не поддаётся обоснованию, но она действенна. Авраам непоколебим, ибо все смыслы и аргументы человека давно потерпели фиаско, остаётся лишь один – божественный. Лучшим доказательством абсурдности бытия есть примеры, приводимые как аргумент её величия.

Если Кьеркегор, а также в некоторой степени Ф. Достоевский, Ф. Ницше, Л. Шестов, Н. Бердяев, Э. Гуссерль – это корни абсурдизма, то Камю и Сартр – оформили теорию в определённую стройную философскую концепцию. Краеугольными с этой точки зрения являются труды: А. Камю «Миф о Сизифе» (1942) и Ж.П. Сартра «Бытие и ничто»(1943). Отчасти и их ранние произведения «Посторонний» Камю и «Тошнота» Сартра.

Следует отметить, что экзистенциалистские настроения обостряются в периоды глобальных катаклизмов и катастроф. Этими идеями пронизаны творчества Дж. Джойса, Р.М. Рильке, Ф. Кафки, Ф. Селина и многих других писателей вне зависимости от их взглядов и политических пристрастий. В России это направление развиваетсяи ужодит в так называемый «чёрный» юмор. Пример тому – обэриуты (Д. Хармс, А Введенский, Н. Олейников.

Естественно, экзистенциальные идеи не прошли мимо изобразительного искусства (С. Дали, П. Пикассо, О.Цадкин) музыки (К. Пендерецкий, И. Стравинский, А. Шенберг)

Камю в знаменитом мифе-манифесте рассматривает абсурд, как конфликт идеалов. Человек желает быть значимым, но встречает только холодное равнодушие Вселенной (Бога). Осознание ненужности и пошлой бессмысленности существования приводит его к мысли о самоубийстве. Суицид – признание своей бесполезности, выход из абсурда бытия и осознанное решение покончить раз и навсегда с суетностью жизни.

Есть ещё один вариант: «прыжок веры», (тут общее с Кьеркегором), который примиряет человека с абсурдностью существования. Камю видит в нём приют в обмане. Отсюда ещё один вывод художника: принятие и примирение с фактом абсурдности бытия. Смысл свободы в выборе индивидуума. Личность, сосредоточенная на стремлении следовать своим путём. Тогда сама личность расширяет границы, осознаётся как малая Вселенная.

Жан-Поль Сартр
Жан-Поль Сартр

Жан-Поль Сартр в книге «Бытие и ничто» выводит тезис: абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрём. Человека всю его жизнь преследуют видения о совершенстве. Воплощенный в материю тела и живущий в материальном мире, он включён в процесс бытия. Таким образом, личность составляет представление о своих возможностях, решает: воплотить или уничтожить их.

Родина абсурдизма

Родиной абсурдизма, как литературного течения, считают Францию, однако его основоположники отнюдь не французы. Ирландец Беккет и румын Ионеско писали по-французски, то есть не на родных своих языках. Ионеску, был билингвой. Именно языковая чужеродность, (отмечал Сартр) давала ему преимущество и наделяло умением препарировать языковые конструкции и доводить их до бессмысленного состояния. То же самое наблюдается и у Беккета. Заведомый недостаток обращается у авторов в достоинство. Язык в их пьесах – это препятствие в общении, лексический строй превращается в идеологию направления.

В основе абсурдизма лежит релятивистское (от латинского Relatives – относительный). Мироощущение, основанное на отрицании познания мира.

Эжен Ионеско
Эжен Ионеско

Манифестом абсурдизма в драме признана пьесы Э.Ионенско «Лысая певица»(1950) и С. Беккета« В ожидании Годо» (1953), которые положили начало «театру абсурда». Существуют несколько синонимичных названий: « «антитеатр», театр парадокса, насмешки, нигилистический.

Считают, что предтечей абсурда в драме был француз А Жарри с его гротескными комедиями «Король Убю», «Убю на холме» и другими, написанными на стыке 19-20-ых веков. Примечательно, что само направление сложилось не во время Второй мировой войны и даже не после, а практически через десятилетие. Потребовалось время, чтобы осознать ужас катастрофы, пережить и отстраниться. Только после этого художественная психика способна превратить катастрофу в материал для своих произведений.

В эссе «Театр абсурда» (1989) Ионеско противопоставляет им же созданный театр бульварным пьесам и драматургии Брехта. Первые, по его мнению, отдают предпочтение тривиальному – повседневные заботы, адюльтеры, простые истории, как картинки. Брехт напротив слишком поэтичен. На самом деле главные наваждения жизни – любовь, смерть и ужас.

Идее культовой пьесы «Лысая певица», по признанию автора, он обязан самоучителю английского языка. Его персонажи строят бессмысленные фразы-клише, произносят предложения механически, так, словно их язык, – неестественные двуязычные разговорники, где мысли и слова сводятся к простым банальностям, не имеющим ничего общего с жизнью и чувствами.

Сюжет, поведение героев пьесы непонятны, алогичны, порой просто эпатажны. Отражая отсутствие любого взаимопонимания, как в языке, так в поведении, пьеса воссоздаёт картину хаоса. Эжен Ионеско считает, что абсурд его пьесы – это отсутствие языка как такового, проблема – чисто лингвистическая. Личность – прежде всего составляет индивидуальная речь, утрата её приводит к разрушению самой личности. Пьеса – призыв бороться с любыми, навязываемыми шаблонами: политическими, философскими, литературными, потому что именно они нивелируют нас.

Если в творчестве экзистенциалистов абсурд неотделим от бунта против «удела человека», то приверженцы абсурдизма как такового, чужды протест и восхваление великих идей человечества. Герой театра абсурда уверен, что миром движет невидимая необъяснимая сила, против которой он не в состоянии восстать и бороться (Э.Ионеско «Заметки за и против»). Однако в то же время человек не в состоянии отказаться от поисков смыслов и причин, в которых обречён жить, но поиски безрезультатны и ни к чему не приведут.

«В ожидании Годо» (1952) – название нашумевшей пьесы ирландского писателя и драматурга, лауреата Нобелевской премии по литературе(1969) Самюэля Беккета.

Сэмюэль Беккет
Сэмюэль Беккет

Главные её герои бродяги Владимир и Эстрагон в томительном ожидании предстоящей встречи с неким Годо, которому так и не суждено появиться. Они задаются вопросом: зачем ждут, не могут найти ответ, но зритель он известен. Мы здесь, в чудовищной неразберихе мира, для того, чтобы ждать. Многие ли могут дать ответ на вопрос чего и зачем? С одной стороны, считает Беккет, человеческая жизнь и посвящена вечному ожиданию, с другой – Годо, воплощение «невыразимого», как и сам смысл жизни.

В 1950-1960-е годы заметными произведениями абсурда стали пьесы Беккета «Эндштиль», «Последняя лента Креппа», «Счастливые дни», Ионеско – «Бред вдвоём», «Жертва долга», «Носорог», «Бескорыстный убийца».

В те же 50-ые в Париж приезжает испанец Ф. Аррабаль, которому театр абсурда приходится по душе. Он тоже начинает писать, следуя модному направлению, и тоже на неродном ему языке, французском. Его пьесы хорошо известны. Это «Пикник», «Кладбище автомобилей», а также более поздние – «Сад наслаждений», «Архитектор и ассирийский император».

Слово  абсурдизм произошло от  латинского absurd, что в переводе означает – нелепый.

Путь к осознанности
Adblock
detector