Аэд

Аэд
Аэд
Аэд

Аэд это древнегреческий певец-сказитель, который исполнял эпические песни в IX-VII вв. до н. э. под собственный аккомпанемент струнного инструмента.

Творческая деятельность

Аэды исполняли эпические песни под инструментальную музыку (форминги, лиры или кифары). Кроме песнопения, аэды занимались стихосложением. Сочинения аэдов составлялись гекзаметром, без деления текста на строфы.
В зависимости от места деятельности певцов-сказителей были:

  • аэды, пребывающие на службе царей или общин;
  • странствующие аэды;

Божественные дары аэдов

Аэды часто были незрячими. В Древней Греции слепота сказителей толковалась как связь с потусторонним миром – источником мудрости, поэтического вдохновения и пророческого дара. Таким образом, поэтический дар бродячих слепых певцов-сказителей сочетался со способностью к провиденью. Ещё Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) указывал на наличие у него пророческого дара в мифологической поэме «Теогония»: «Дар мне божественных песен вдохнули, чтоб воспевал я в тех песнях, что было и что будет». В античной мифологии талант песнопения воспринимался как божественный дар, умение, данное певцу Музой.

Места выступления

Аэды выступали на празднествах, пирах, церемониях, обрядах, поскольку исполнение песен предполагало торжественную обстановку, которая отвлекала слушателя от обыденности и отводила от грусти:

Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь
Песню услышать служителя Муз, песнопевца, о славных
Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских…
(Гесиод, «Теогония»; перев. В. В. Вересаева)

Импровизационная техника аэдов

Аэды слагали и исполняли греческий эпос под музыкальное сопровождение. Песнопевцы воспроизводили прошлое, повествуя о старинных сюжетах из мифологических сказаний, легенд и исторических событий в произвольной последовательности эпизодов. Характерная особенность песенного творчества аэдов – импровизация. Сказители исполняли небольшие по размеру песни о героях и богах, выбирая традиционные темы сказаний, но придавая им индивидуальное композиционное оформление. Импровизируя, аэды создавали новые песни, в результате чего появлялись разные вариации фольклорных рассказов. Это обусловлено отсутствием в греческой поэтической традиции закреплённых текстов эпических песен до VI в. до н. э.

Содержание песен аэдов

Аэды владели способностью адаптировать песни под место и общество, для которого они выступали; а также, опираясь на материалы народных преданий, избирать тематически-сюжетное направление по отношению к случаю и повернуть сказание в желаемое для слушателя русло. На царском пиру песня аэда занимала позицию «славы» представителей благородного дома, в кругу простого народа сказание принимало иронический характер по поводу деяний родовитой знати.

Аэды у Гомера

Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»

Эпические песни аэдов вошли в древнегреческие литературные источники, в том числе в поэмы знаменитого поэта-сказителя Гомера «Илиада» и «Одиссея». В «Одиссеи» (VIII в. до н. э.) присутствуют персонажи аэдов. В произведении упоминается певец Фемий, который развлекал женихов супруги Одиссея Пенелопы пением под игру на кифаре в отсутствие Одиссея на Троянской войне. Также изображается слепой аэд Демодок, который «дар песней принял от богов». Певец жил при дворе царя феаков на о. Схерия. Считается, что образ вещего аэда Демодока олицетворяет самого автора поэмы – Гомера.

Странник-демиург

В «Одиссеи» Гомера аэды, названные «певцами, утешающими душу божественным словом», упоминаются вместе с мастерами-ремесленниками, что свидетельствует о профессиональном статусе певца-сказителя. Аэды наряду с гадателями, зодчими, врачами относились к демиургам, т. е. ремесленникам, которые нанимались и служили греческой общине. Зачастую аэд – странствующий чужеземец.

Аэды и рапсоды

Расцвет искусства аэдов пришёлся на VIII-VII вв. до н. э. На рубеже VII-VI вв. до н. э. произошло отделение поэзии от музыки. Декламация вытеснила пение с музыкальным сопровождением, аэдов сменили рапсоды (греч. – «сшиватели песен») – профессиональные исполнители письменно зафиксированных текстов греческого эпоса, преимущественно гомеровских поэм.

Продолжение традиции аэдов

Аэды – типичные древние синкретические носители фольклора. Импровизационную традицию эпического песнопения продолжили типологически схожие исполнители разных народов: акын, ашуг, бард, джангарчи, ирчи, манасчи, трувер, шаир, кобзар и др.

Значение творчества аэдов

Устное творчество народных певцов-сказителей представляет собой историческую ценность. Многие песни аэдов сохранились и составляют основу гомеровского эпоса, а также древнегреческой литературы в целом.

Слово аэд произошло от греческого aoidos (греч. aeido – пою, воспеваю), что в переводе означает певец.

Путь к осознанности
Adblock
detector