Акцентный стих

Акцентный стих А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Акцентный стих А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Акцентный стих А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Акцентный стих это главный вид тонического стихосложения, построенного на равном количестве метрических ударений в строках. В отличие от дольника и тактовика, в которых ширина междуударных интервалов составляет 1-2 слога и 1-3 слога соответственно, между ударными слогами акцентного стиха допускаются произвольные промежутки, больше 3 слогов. Акцентный стих основан на рифме.

Акцентный рифмованный стих пришел на смену аллитерационному стиху древней кельтской и германской поэзии, который предусматривал начало как минимум двух слов в строке с одного звука; акцентный стих с отсутствием рифмы принято считать свободным, или верлибром.

Истоки создания акцентного стиха лежат в устной стихотворной форме, народной поэзии ХVII века до тех пор, пока на смену тоническому стихосложению не пришло силлабическое, предусматривающее равность количества слогов между строками, а не ударений и места их расположения.

Акцентный стих был широко распространен в фольклоре. Самый старый его вид – раёшник – часто использовался в народной поэзии. Произведение А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» в 1830 году написано раешным стихом.

После использования акцентного стиха А. С. Пушкиным, эта стихотворная форма нашла свое отражение в конце ХІХ-начале ХХ веков в творчестве З. Н. Гиппиус, А. А. Блока, Андрея Белого, особенный вклад в поэзию сделали М. А. Кузмин, Саша Черный, В. В. Маяковский, Г. Ф. Шершеневич, С. А. Есенин, Е. Б. Рейн, Й. А. Бродский.

Пример акцентного стиха

В. В. Маяковский «Хорошо»
В. В. Маяковский «Хорошо»

Классическим примером акцентного стиха является октябрьская поэма В. В. Маяковского «Хорошо» 1927 года.

Время-
      вещь
          необычайно длинная,-
были времена-
             прошли былинные.
Ни былин, 
         ни эпосов, 
                   ни эпопей.
...

В период своего нового расцвета в 1910-1920 годах акцентный стих имел исключительно рифмованную форму, поэты, склоняющиеся к акцентному стиху и тоническому стихосложению в целом, считали присутствие рифмы в стихе обязательным и не создавали «свободных», лишенных рифмы, стихотворений. Особое внимание уделял рифме В. В. Маяковский, который считал ее наиболее значительной частью стиха и доказывал это.

В современном творчестве примером акцентного стиха, обычно в форме тактовика, есть рэп.

Слово акцентный произошло от латинского ассеntus, что в переводе означает ударение.

Путь к осознанности
Adblock
detector