
Альба это средневековый лирический жанр куртуазной поэзии; утренняя песня о таинственном ночном свидании рыцаря с дамой, прерываемом наступлением рассвета.
Происхождение
Альба возникла и сформировалась в Провансе в XІ-ХІІ вв. в среде трубадуров (Раймбаут де Вакейрас, Фолькет Марсельский, Пейре Карденаль, Гираут де Борнель, Ук де ла Бакалариа, Гираут Рикье и др.). Классические образцы жанра объеденены общей тематикой, при которой изображается типичная ситуация: ночная встреча рыцаря и благородной дамы (жены сеньора) в саду или в покоях замка прерывается наступлением рассвета, о котором возвещает утренняя заря, пение птиц, звук рожка с башни замка или песня друга, стоящего на страже и предупреждающего о том, что пришло время расставания.
Строение
Альба представлена преимущественно в форме строфического драматического диалога с наличием рефрена, что указывает на связь жанра с народной песней. Реже встречаются монологические альбы, содержащие жалобу одного из возлюбленных на неизбежность разлуки. Лирические утренние песни чаще всего написаны ямбическими стопами и моноримом. Каждая строфа заканчивается словом «заря», или «рассвет» (пров. alba).
Пример альбы:
… Донна, нам
Расставанья близок срок, –
Знаю сам:
Супруг ревнивый строг.
Всё отдам,
Лишь бы с рассвета
Снова к вам
Прильнуть я мог.
Но жесток
Приказ рассвета, ох, рассвета…
(Пейре Карденаль, «Стереги…»)
Разновидностью жанра является духовная альба, созданная в форме молитвы. Наиболее известная альба религиозного характера – «Славный Царь» Гираута де Борнеля.
Распространение жанра
Поэтическая форма альбы была заимствована у трубадуров французскими труверами, которые называли любовные песни такого рода «обад» или «об» (фр. aubade, aube – «заря»).
Французская традиция утренних песен была подхвачена немецкими поэтами-певцами миннезингерами (Дитмар фон Айст, Вольфрам фон Эшенбах, Генрих фон Морунген и др.), в результате чего альба получила широкое распространение в средневековой поэзии Германии под названием «tagelied» («песня на заре»).
В XIV-XVI вв., когда на смену рыцарской лирике миннезанга пришёл бюргерский мейстерзанг, тайным увлечениям противопоставлялась супружеская любовь. Тематика альб подверглась пародированию миннезингером Стейнмаром, сцены, свойственные сочинениям, перенеслись в сельский контекст.
Отголоски жанра
Характерные черты альбы встречаются в позднейшей европейской литературе, в частности, в драме У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Альба входит в цикл стихотворений Гийома Апполинера «Песнь нелюбимого».
Стилем утренней песни увлекался А. С. Пушкин, высоко оценивая его поэтическую технику.
Имена авторов большинства произведений жанра, сохранившихся до настоящего времени, остались неизвестными, например, альба «Когда начинает петь соловей» анонимна.
Альба и серена
Жанром лирической поэзии, противоположным альбе, является серена – вечерняя песня французских трубадуров о запретной любви.
Слово альба произошло от провансальского alba, что в переводе означает утренняя заря, рассвет.