
Аллегорическая поэма – это один из разновидностей лиро-эпического литературного жанра, которому характерны художественные представления понятий посредством определенного художественного образа или диалога.
Становление и развитие аллегорической поэмы
Первые попытки обосновать принадлежность античных поэм к аллегорическому жанру предпринимались философами эпохи эллинизма (IV-І вв. до н. э.) во время исследования эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», но тогда аллегория зачастую смешивалась с символом, что не позволяло выделить ее в отдельное понятие.
Аллегория в поэзии Древней Греции появляется после периода естественного образования мифов, оживляющих и идеализирующих богов. Значительнее место аллегорическое поэтическое повествование занимало в Риме. Одной из самых ранних поэм-аллегорий в Риме является «Психомахия», написанная римским христианским поэтом Пруденцием (IV-V вв.) на латинском языке. Произведение, изображавшее борьбу добродетелей и пороков в душе человека, сыграло большую роль в развитии литературного искусства, гомилетики Средних веков и последующих периодов.
Наиболее большого развития аллегорические сочинения достигли в эпоху Средневековья. В ХІІ веке были созданы на латыни философско-аллегорический трактат о создании мира Бернара Сильвестра «Космография», или «О совокупности мира», и сочинение о создании идеального божественного человека Алана Лилльского «Антиклавдиан», ставшее образцом поэмы-аллегории для всего позднего Средневековья.
Особый интерес к этому виду поэм был прикован с конца XIII века, когда происходила взаимосвязь между вымышленностью и научными суждениями, вследствие чего аллегория использовалась как иносказательное выражение всех жизненных явлений.
В аллегорическом эпосе Средних веков одной из самых знаменитых и колоссально популярных была французская поэма Гильома де Лорриса «Роман о Розе» 1275 года, построенная в форме аллегорического сновидения. Сюжет поэмы, наполненной аллегорическими символами и персонажами, строится на поиске увиденной в зеркале поэтом Розы, которая представляет аллегорию возлюбленной. Влияние произведения на аллегорическую традицию позднего Средневековья и Возрождения оказалось чрезвычайно сильным и длительным, по ее образцу написано большое количество поэтических сочинений XIII-XV вв.
Аллегорический смысл в большой мере также заложен в поэме Данте Алигьери «Божественная комедия» 1307-1321 гг., в которой каждый образ, событие и деталь несут дополнительное значение. В частности, образ Беатриче воплощает не только изображение любимой женщины, но и является аллегорией спасающей и всепрощающей любви, олицетворяет совершенное божественное создание, которому подобны только ангелы.
Пример аллегорической поэмы
Предстал я там пред женщиной прекрасной,
Глаза её сияли, как звезда,
И молвила, как ангел сладкогласный,
Мне вестница прекрасная в ответ…
Данте Алигьери «Божественная комедия»
Аллегорическая традиция была унаследована и продолжена не только поэтами эпохи Ренессанса (XIV-XVI вв.), а и представителями таких литературно-художественных направлений, как маньеризм, барокко, классицизм, романтизм, и даже поэзией ХХ века.
Понятие аллегорическая поэма произошло от французского poeme allegorique.