
Амфиболия это двусмысленность в речи; выражение, которое интерпретируется разными способами из-за неоднозначной синтаксической структуры или многозначности слов.
Происхождение
Амфиболия известна с античности. Ранние примеры амфиболии представляют собой прорицания древнегреческих оракулов, которые давали ответы на всякие вопросы в форме двусмысленных выражений. Смысл таких предсказаний окончательно раскрывался после свершения события. Чем более неясный прогноз, тем вероятнее, что пророчество сбудется, таким образом, подтверждая силу оракула.

Знаменитый случай двусмысленного предсказания оракула лидийскому царю Крезу описал древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.). Царь Лидии Крез опасался растущей власти Персидской империи и спросил Дельфийского оракула, может ли он идти против персидского царя Кира, на что пифия ответила: «Крез, перейдя Алис, разрушит великое царство».
Крез истолковал предсказание оракула как предстоящую победу и начал воевать с персами. В сражении лидийское войско потерпело поражение. Крез отправил послов к пифии в Дельфы с оковами, в которые его взяли в плен, чтобы показать, что предсказание не исполнилось. Жрица-прорицательница при храме Аполлона ответила, что пророчество сбылось: Крез разрушил великое царство, однако, не Персию, а своё же – Лидию.

Истоки амфиболии также лежат у древней философии. Греческий философ и оратор Аристотель (IV в. до н. э.) в трактате «Софистические опровержения» писал о влиянии неоднозначностей на логические аргументы, а также о влиянии двусмысленностей в зависимости от сочетания или разделения слов. В труде «Риторика» философ отмечал: «не стоит употреблять двусмысленных выражений, за исключением тех случаев, когда это делается умышленно».
Традиция использования амфиболии нашла отражение в классической поэзии Нового времени, в том числе в пьесах У. Шекспира («Генрих V», «Макбет»).
Амфиболия в лингвистике
Амфиболия в лингвистике представляет собой синтаксическую двусмысленность – явление, при котором предложение интерпретируется по-разному из-за неоднозначной структуры (синтаксиса).
Синтаксическая двусмысленность возникает в результате использования неоднозначной терминологии, а также соотношения между словами, частями предложения и его структуры, лежащей в основе расположения слов. Иными словами, предложение является синтаксически неоднозначным, когда читатель или слушатель трактует его как несколько синтаксических структур, которые отличаются по смыслу.
Амфиболия образуется также вследствие грамматических или пунктуационных ошибок. Разрешить синтаксическую двусмысленность возможно при изменении структуры предложения или размещении соответствующей пунктуации.
Пример амфиболии:
Казнить нельзя помиловать.
Распространённый пример амфиболии, в которой смысл выражения изменяется в зависимости от расположения паузы (расстановки запятой) до или после слова «нельзя»: пощадить («Казнить нельзя, помиловать»), казнить («Казнить, нельзя помиловать»).
По аналогии с этим примером создаются фразы двоякого (контрастного) смысла, например: «Уйти нельзя остаться» и др.
Семантическая амфиболия
Амфиболия в значительной степени зависит от использования двусмысленных слов и фраз. Например, словосочетание «боязнь врагов» предполагает два варианта значения. Амфиболия, которая содержит отдельные двусмысленные лексические единицы, называется «семантической амфиболией».
В отличие от синтаксической амфиболии, в которой один и тот же порядок слов интерпретируется как разные синтаксические конструкции, в семантической амфиболии структура выражения остаётся устойчивой, только отдельные слова интерпретируются по-разному. Правильное значение многозначного слова определяется контекстом.
Амфиболия в литературе
Амфиболия используется в литературе как стилистический приём для усиления образности, выразительности художественной речи, намеренного затемнения смысла выражения, что порождает различные истолкования. Амфиболия образуется в поэзии главным образом из-за изменения естественного порядка слов для сохранения метра и ритма стиха, а также подражания древнегреческой и римской поэзии, которой характерны сложные неоднозначные конструкции выражений.
Стилистический приём амфиболии применяли русские поэты А. С. Пушкин («Брега Арагвы и Куры / Узрели русские шатры»), М. Ю. Лермонтов («В чугун печальный сторож бьет»), К. Н. Батюшков («И гордый ум не победит»), Ф. И. Тютчев («Лавров стройных колыханье / Зыблет воздух голубой»), А. Н. Майков («В Сенеке строгий стоицизм / Давно разрушил организм») и др.
Амфиболия в риторике
Амфиболия выступает риторическим приёмом, который используется для построения двусмысленной речи. Многие амфиболии составляют игру слов, что обусловлено многозначностью слов и использованием омонимии.
Газетные заголовки часто написаны в телеграфном стиле, который опускает связку, создавая синтаксическую неоднозначность. Амфиболия также распространена в рекламе и маркетинге, поскольку неоднозначные лозунги привлекают внимание и быстро запоминаются, например: «Потому что по телефону не видно глаз».
Непреднамеренная амфиболия
Писатели и ораторы прилагают усилия для поиска и устранения амфиболии в утверждениях, поскольку двусмысленность в отдельных случаях приводит к неправильным выводам.
Высказывание политического деятеля: «Я выступаю против налогов, которые замедляют экономическое развитие», некоторые слушатели поймут, что политик выступает против налогов в целом, поскольку они замедляют экономическое развитие. Другие подумают, что подразумеваются только те налоги, которые замедляют экономическое развитие. Для устранения двусмысленности и исключения неверного толкования выражения, предложение подвергается изменению, например: «Я выступаю против тех налогов, которые замедляют экономическое развитие».
Таким образом, двусмысленность случайного характера в утверждении приводит к неверному истолкованию и, следовательно, к неправильному выводу, т. е. логическому заблуждению. Поэтому непреднамеренная амфиболия рассматривается как речевая ошибка.
В современной философии термин «амфиболия» определяется как смешение понятий.
Слово амфиболия произошло от греческого amphibolia (от греч. ampho – двойной), что означает с обеих сторон, двойственность, двусмысленность.