Амфимакр, кретик

Аристофан - бюст
Амфимакр, или кретик
Амфимакр, или кретик

Амфимакр, или кретик это пятидольный размер античной метрики; греческая трехсложная стопа, в которой первый и третий слоги долгие, второй – краткий.

Строение

Метрическая схема амфимакра: «—U—» (долгий-краткий-долгий). По своему строению стопа амфимакра обратна амфибрахию, состоящему из двух безударных и одного ударного слога (U—U).

Пример амфимакра:

Ленты да радуги, ярче и жарче дня…

(А. А. Фет)

Происхождение и распространение стопы

Стихотворная стопа амфимакра первоначально применялась поэтами греческого острова Крит, на что указывает и само название размера – кретик (греч. kretikos – критский), в позднейшем времени распространилась в поэзии Древнего Рима.

В эллинистической поэзии кретик наряду с пеоном (стопа из одного долгого слога и трех кратких) являлся стихотворным метром гимнов богам – пеанов. Хоровые песни, посвященные Аполлону, Артемиде, Асклепию, Дионису, Гелиосу, сочиняли знаменитые древнегреческие поэты, представители хоровой лирики – родоначальник жанра Фалет (VII в. до н. э.), Алкман (VII в. до н. э.), Пиндар (VI-V вв. до н. э.), Вакхилид (VI-V вв.) и др.

У Пифо богозданного,
Камня в Дельфах священного,
У святого оракула
Ты – о иэйэ, Пеан!
(отрывок из пеана Аполлону; Аристоной)

В античной поэзии амфимакр являлся формой стиха, стопа также использовалась в качестве перехода в поэтической строке, сочетающей ямбы и хореи, т. е. стихотворная строка могла содержать две ямбических стопы, две стопы хорея и кретик между ними.

Аристофан - бюст
Аристофан – бюст

Критская стопа характеризовалась быстрым ритмом, в связи с чем нечасто применялась в поэзии и встречалась по преимуществу в песнях античных комедий. Амфимакром написаны произведения выдающегося древнегреческого комедиографа Аристофана (V-IV вв. до н. э.) и представителя римской комедии Плавта (III-II вв. до н. э.). Кретик в пьесах Аристофана («Облака», «Осы», «Плутос» и т. д.) сопровождался кордаксом – пляской хора, или непристойным танцем.

В романской поэзии амфимакр был распространенной формой народного творчества, широко использовался в пословицах и поговорках. Английские поэты эпохи Возрождения также обращались к амфимакру в своих произведениях («Shall I die? Shall I fly?» У. Шекспира).

Современное значение амфимакра

Амфимакр не вошел в общеевропейское квантативное стихосложение, в силлабо-тонической системе размер сопоставляется с стопой из трех слогов, первый и третий из которых – ударные, второй – безударный.

Русские стиховеды, в частности Г. А. Шенгели, обозначали кретиком дактилическую стопу или анапест, в которых на третьем или первом слоге соответственно находится сверхсхемное ударение. К примеру, в стихе трёхстопного анапеста А. А. Блока «Там, в ночной завывающей стуже…» амфимакр расположен в первой стопе.

Амфимакр наиболее подходит и используется в просодии для сравнения и антитезы, особенно часто применятся для пословиц и рекламных слоганов.

Слово амфимакр произошло от греческого amphimakros, что в переводе означает — с двух сторон долгий.

Путь к осознанности
Adblock
detector