Анадиплосис

Анадиплосис
Анадиплосис
Анадиплосис

Анадиплосис, эпаналепсис это стилистическая фигура, заключающаяся в звуковом или словесном повторе заключительной части одного речевого отрывка в начале следующего; сочетание тождественных слов на стыке стихотворных строк. Анадиплосис в стилистике относится к фигурам прибавления.

Происхождение

Приём анадиплосиса известен с древности. Ранние образцы синтаксических повторов встречаются в библейских псалмах:

«…откуда придёт помощь моя.
Помощь моя от Господа…»
(Псалом 120)

Анадиплосис также восходит к фольклорным традициям использования речевых повторов в народных изречениях, лирических песнях, стихах и других поэтических формах. В дальнейшем русском художественном творчестве анадиплосис применялся для создания фольклорных и религиозных стилизаций преимущественно в поэтических формах. К стилистической фигуре часто обращался русский поэт А. В. Кольцов, вводя повторы в стихотворения.

Пример анадиплосиса

Дуют ветры,
Ветры буйные,
Ходят тучи,
Тучи тёмные.
(А. В. Кольцов, 1840 г.)

Анадиплосис в русской поэзии

В русской поэзии анадиплосис служит средством связности текста, композиционным приёмом усиления художественной выразительности, ритмической и смысловой последовательности, структурной определённости, экспрессивности, акцентирования ключевых идей. Такого рода повторы способствуют подчеркиванию наиболее значимых художественных образов и понятий, укреплению их в сознании читателя.

Лексико-композиционный приём анадиплосиса применяли представители классической русской поэзии – А. С. Пушкин («Глухой глухого звал к суду судьи глухого…», 1830 г.), Н. А. Некрасов («Прощание», 1856 г.), К. Д. Бальмонт («Я мечтою ловил уходящие тени…», 1895 г.), А. А. Блок («О, весна без конца и без краю…», 1907 г.), М. И. Цветаева («Память о Вас – лёгким дымком…», 1918 г.) и др.

Сочетание с другими приёмами

Анадиплосис часто встречается в сочетании с антиметаболой – фигурой, при которой во второй части текста повторяются слова из первой в ином смысле и порядке. Наиболее распространённой поэтической формой анадиплосиса является акромонограмма – стих, в котором начало одного полустишия состоит из слова или словосочетания, которым заканчивается предыдущее, т. е. повтор реализуется только на стыке строк.

Современное значение

Анадиплосис широко используется не только в художественной речи, а и в публицистическом, разговорном стилях в качестве яркого риторического приёма. Словесные повторы на стыке фраз или предложений представлены в рекламных слоганах, афористических выражениях культурных и политических деятелей, репликах известных киноперсонажей. К примеру, герой легендарной киносаги «Звёздные войны» магистр Йода мастерски употреблял анадиплосис в своих высказываниях. В современной русской поэтике существуют другие названия анадиплосиса – подхват, стык, скреп.

Слово анадиплосис произошло от греческого anadiplosis, что в переводе означает сдвоенность.

Путь к осознанности
Adblock
detector