Антанакласис

Тит Лукреций Кар
Антанакласис
Антанакласис

Антанакласис это повтор одного и того же слова или фразы в разных значениях; форма словесной игры, в которой одно и то же слово используется в двух контрастных (часто комических) значениях.

Происхождение

Антанакласис известен из древних времен. Повторы одних и тех же слов с разными смысловыми оттенками восходят к библейским текстам. Считается, что «слово» в Новом Завете представляет собой фигуру антанакласиса, поскольку слово меняет своё значение каждый раз, когда оно повторяется: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Евангелие от Иоанна 1:1).

Ранние антанакласисы остроумного характера встречаются в древнегреческих и римских афоризмах («Пока мы живём, давайте жить»). Знаменитый римский философ Цицерон применял антанакласис в трактате «Об ораторе» (І в. до н. э.), посвящённом искусству красноречия. Антанакласисы Цицерона реализуются в диалоге между древнеримскими риторами и вводятся для того, чтобы убедить читателя в том, что автор описывает истинного оратора.

Тит Лукреций Кар
Тит Лукреций Кар

Римский поэт Лукреций в поэме «О природе вещей» (І в. до н. э.) отмечал, что мы иногда временно ослеплены яркими объектами, потому что lumina luminibus quia nobis praepediuntur (потому что нашим глазам мешают огни), пользуясь тем, что на латыни одно и то же слово означает «глаз» и «огонь».

Антанакласис нашёл отражение в классической литературе. Многие произведения У. Шекспира содержат примеры антанакласиса, причем как комедийные пьесы, так трагедийные («Гамлет», «Генрих V», «Двенадцатая ночь», «Отелло» и др.)

Пример антанакласиса:

«Задуть огонь, потом задуть огонь»
(У. Шекспир, «Отелло»)

т. е. Отелло задует светильник (или погасит свечу), затем убьет Дездемону, погасив свет её жизни. Таким образом, слово «огонь» в первом случае используется в прямом значении, а во втором – образно, метафорически.

Функции антанакласиса

Антанакласис используется писателями в поэзии и прозе как стилистический приём, который выполняет следующие функции:

  • усиление выразительности и образности художественной речи;
  • создание контраста на основе разных значений (иногда противоположных) одного и того же слова, что усиливает драматическое воздействие и убедительность речи (особенно в заключительной строке);
  • создание комического эффекта при использовании слов в форме иронии и каламбура;
  • создание ритма за счёт повтора слова, в результате чего высказывание становится запоминающимся;
  • подчёркивание разных значений повторяющегося слова для поддержания смыслового содержания текста.

Антанакласис и эпизексис

С антанакласисом близок эпизексис (греч. epizeugnumi – «скрепление вместе») – риторический приём, при котором последовательно повторяются слова или фразы в одном и том же предложении или строке. Оба приёма основаны на повторе одного и того же слова. Однако в отличие от антанакласиса, при котором повторяющееся слово получает разные значения, в эпизексисе слова не различаются по смыслу, а их повтор вводится для создания акцента, например «Слова, слова, слова» (У. Шекспир; «Гамлет»). Эпизексис также определяется как диакопа.

В антанакласисе повторяющиеся слова, как правило, совпадают в написании (омографы). Однако словесная форма иногда подвергается изменению. В этом отношении антанакласис близок к понятию этимологики.

Антанакласис в риторике

Антанакласис используется как риторический приём, с помощью которого ораторы, в том числе политические деятели, выделяют главные идеи, привлекают внимание слушателей и убеждают их. Бенджамину Франклину принадлежит фраза «Ваш аргумент звучит… всё звучит», где слово «звучит» в первом случае означает «твёрдый», «разумный», во втором – просто шум.

Антанакласис и каламбур

Антанакласис представляет собой разновидность каламбура. Игра слов создает юмористический эффект, поэтому на антанакласисе часто построены шутки. Американский футбольный тренер Винс Ломбарди однажды сказал своей команде: «Если вы не увлечены с энтузиазмом, вас уволят с энтузиазмом».

Как и другие виды каламбура, антанакласис часто встречается в рекламных лозунгах. Выделение слов посредством их повтора делает их запоминающимися. Британский парикмахер Видал Сассун использовал для своего бренда лозунг «Если вы не выглядите хорошо, мы не выглядим хорошо», в первой части которого имеется в виду внешний вид посетителей салона, во второй – репутация фирмы.

Антанакласис распространён в языках, которые содержат большое количество омонимов (английский, немецкий, французский и др.). В русском языке используется преимущественно в разговорной речи для создания образных высказываний («Этот человек – не человек»).

Слово антанакласис произошло от греческого antanaklasis, что в переводе означает отражение, преломление.

Путь к осознанности
Adblock
detector