Антифраз, антифразис

Антифраз, антифразис
Антифраз, антифразис
Антифраз, антифразис

Антифразис, антифраз это троп, основанный на контрасте и иронии; стилистический приём, заключающийся в использовании слова в значении, которое прямо противоположно буквальному, преимущественно в ироническом. Антифразис является наиболее распространённой формой иронии в качестве тропа.

Происхождение

Антифразис появился в античной риторике как иносказательное средство выражения иронии. Идейно-эмоциональная ироническая оценка явлений свойственна философии древних мыслителей, в частности Сократу. Риторическая фигура получила широкое развитие в античной комедии и сатирических литературных жанрах.

Антифразис в художественной речи

Антифразис широко используется в художественном языке поэзии и прозы с целью введения или усиления выразительности речи, её ироничности, контрастности, эмоциональности. Приём преобладает в произведениях юмористических и сатирических жанров.

Пример использования антифразиса:

… Мы знаем: вечная любовь
Живет едва ли три недели …
(А. С. Пушкин, «Кокетке», 1821 г.)

Стилистическим приёмом антифразиса владели мастера классической русской литературы – Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. А. Крылов, А. П. Чехов, И. Северянин, И. Ильф, Е. Петров, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.

На словесной иронии такого рода основаны характеристики персонажей многих литературных произведений. Сочетание антифразиса и гиперболы содержит высказывание главного героя романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» (1928 г.) Остапа Бендера о Кисе Воробьянинове: «Это – гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближённая к императору».

Антифразис часто встречается в диалогах драматических и эпических произведений. В лирике ироническая двусмысленность подчеркивается контекстом целого сочинения. К примеру, прямое значение заглавного слова стихотворения М. Ю. Лермонтова «Благодарность» (1840 г.) противоположно истинным чувствам лирического героя.

Антифразис в риторике

Антифразис используется в ораторском искусстве не только для создания комического эффекта речи, а и с целью возбуждения отрицательных эмоций у слушателей: насмешки, гнева, презрения. В трагедии Уильяма Шекспира «Юлий Цезарь» (1599 г.) в речи Марка Антония после смерти Юлия Цезаря за восхвалением Брута скрыто стремление оратора изменить настроение толпы, вызвать ярость против заговорщика.
В разговорной речи приём употребляется преимущественно в форме шутливого замечания или сарказма с определённой интонацией. Например, когда к злому человеку обращаются: «Какой ты добрый!» и т. д.

Антифразис и астеизм

С антифразисом схож астеизм – обе риторические фигуры основаны на принципах противоречия, контраста, антонимии. Отличие тропов состоит в характере высказывания: астеизм выражает похвалу в виде порицания, в антифразисе под хвалебными словами подразумевается критика. В современной стилистике и поэтике астеизм также рассматривается как разновидность антифразиса с положительным характером.

Слово антифразис произошло от греческого antiphrasis (аnti – против и phrasis – выражение), что в переводе означает противоименование, применение слова в противоположном смысле.

Путь к осознанности
Adblock
detector