Антистрофа

Антистрофа
Антистрофа
Антистрофа

Антистрофа это строфа древнегреческой хоровой песни, которая по метрической структуре соответствует предшествующей ей строфе; часть оды, исполняемая хором при движении слева направо, в ответ на строфу, которая пелась в справа налево.

Строение

Антистрофа представляет собой вторую строфу из пары строф в форме лирической поэзии. Антистрофа повторяет ритм, зачастую сложный, предшествующей ей строфы. Эти две части хоровой песни чередуются или замыкаются эподом – заключительной строфой, – образуя трёхчастную суперстрофу, или триаду.
В лирических жанрах антистрофы перемежались триадами (строфа – антистрофа – эпод), в хоровых песнях трагедии преобладала парная форма (строфа – антистрофа), не включающая эпод. Причем если в лирике все строфы и антистрофы объединялись одним ритмом, то в трагедии пары строф отличались ритмом, что обусловлено характером драматических произведений.

В греческих оригинальных образцах формы антистрофа, как и строфа, состоит из восьми различных по длине строк. Эпод – семистрочная, метрически обособленная строфа.

Происхождение

Композиционная структура, основанная на принципе деления стихотворения на строфы и антистрофы, возникла в древнегреческой хоровой мелике благодаря стараниям великих древнегреческих поэтов, включённых в список Девяти лириков, – Алкмана, Стесихора, Пиндара (VII-VI вв. до н. э.). Стесихор считается основателем трёхчастной суперстрофы, содержащей строфу, антистрофу, эпод.

Поэтическую форму хоровой песни заимствовали представители античной трагедии Эсхил («Прометей прикованный»), Софокл («Электра», «Царь Эдип»), Еврипид («Медея», «Гераклиды») и др. Хористы обычно исполняли парные строфы в движении, а эпод – стоя. Антистрофа сопровождалась движением греческого хора на сцене театра слева направо, в то время как строфа пелась наоборот. Методом исполнения песни обусловлено название антистрофы, которое с греческого обозначает поворот назад.

Пример антистрофы

Сладкая доля – всю жизнь
Жить, согревая душу надеждой твердой,
Счастьем безоблачным и весельем,
Но содрогаюсь, когда я вижу
Тысячи мук и терзаний, бездну бедствий твоих.
Страх перед Зевсом забыв,
Смертных ты чтил непомерно, ты был строптив, Прометей.
(Эсхил; «Прометей прикованный»)

Антистрофа в древнем танце

Понятие антистрофы имеет отношение также к древнему танцу, исполнители которого двигались сначала вправо, а затем влево, и так повторяясь. Движение в левую сторону называли антистрофой (от antistrophe – «я поворачиваю»).

Антистрофа в европейской поэзии

Античная традиция структурного деления стихотворений нашла отражение в европейской литературе. В эпоху Возрождения и позднейшее время антистрофа применялась в качестве композиционного приёма, при котором строфа представляла собой ответ на предыдущую строфу. Такая связь между строфами встречается в творчестве французского поэта XVI века П. де Ронсара. В подражание греческой триаде написан дифирамб французского писателя XVIII века Д. Дидро «Элевероманы, или Одержимые свободой».

Слово антистрофа произошло от греческого antistrophe (от anti – против и strophe – поворот), что в переводе означает поворот назад.

Путь к осознанности
Adblock
detector