
Апофеоз это в античном мире – обожествление, буквальное причисление героя или императора к лику богов; в переносном значении – прославление, возвеличение человека или события; заключительная, торжественная сцена спектакля.
Апофеоз в античности
Апофеоз известен с античных времён. Греческое слово apotheosis (от греческого apo – превращение, theos – бог) издавна обозначало обожествление, обоготворение греческих героев и римских императоров, т. е. причисление их к сонму богов через официальный обряд воздавания божественных почестей.
Имперские культы, при которых правители почитались как боги, известны ещё в Древнем Египте. Фараон считался воплощением бога Хора и Хатхор. В эпоху Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.) усопшие фараоны обожествлены в бога Осириса.
Апофеоз в Древней Греции

В эллинистический период первым человеком, который получил божественные почести, стал Филипп II из Македонии (IV в. до н. э.). Престольный образ македонского царя перенесен в шествие среди олимпийских богов. Этот пример стал обычаем, перейдя к македонским царям, которым позже поклонялись в греческой Азии, от них до Юлия Цезаря и так к императорам Рима.
В Древней Греции обожествлялись мифологические герои, военные, государственные деятели, полководцы, монархи при жизни (например, Александр Македонский, которого греки увенчали золотыми венками в знак признания его божественной сущности) или посмертно (члены династии Птолемеев). К лику богов прижизненно избирались основатели колоний, герои Пелопонесской войны, соратники Александра Македонского в ознаменование побед над противниками. До божественного уровня также возводились великие древнегреческие поэты (например, Гомер).
Апофеоз в Древнем Риме

В Римской республике (509-27 гг. до н. э.) причисление к пантеону богов началось с отождествления Ромула (герой, легендарный основатель Рима) с богом Квирином. Однако, первым государственным деятелем, которого провозгласили богом, стал Юлий Цезарь. Полководец обожествлён посмертно в 44 году до н. э., когда римский сенат вынес постановление считать его богом и учредил государственный культ в его честь.
После официальной сакрализации Цезаря в Древнем Риме утвердился культ императора, согласно которому усопший правитель обожествлялся преемником, как правило, также указом сената и народным согласием. Правители периода Римской империи также обожествлены после смерти: Октавиан Август (14 г.), Клавдий (54 г.).
На пике имперского культа в Римской империи обожествлялись также погибшие близкие императора – императрицы, возлюбленные, наследники (например, дочь императора Нерона была обожествлена в 63 г.); им посмертно присваивался титул Divus или Diva (для женщин), в их честь возводились колонны и храмы. Традиционная римская религия разграничивала понятия deus (бог) и divus (смертный человек, ставший божественным). Например, императора Октавиана Августа называли Divus Augustus, т. е. «божественный Август».
Апофеоз в искусстве
Античное явление апофеоза оказало сильное влияние на искусство эпохи Возрождения и периода классицизма:
-
Апофеоз Геракла, 1736 в изобразительном искусстве под апофеозом закрепилось изображение вознесения души усопшего человека на небеса, восходящее к теологической концепции духовного обожествления. Ранний пример изображения сакрализации – «Апофеоз Геракла» (IV в. до н. э.). В эпоху Возрождения апофеоз воплотился преимущественно в жанре исторической и аллегорической живописи. Наряду с изображениями вознесения святых («Апофеоз св. Фомы Аквинского» Ф. де Сурбарана, 1631; «Апофеоз св. Игнатия Лойолы» Д. Б. Гаулли, 1685) создавались картины светского характера, посвящённые правителям (Козимо I Медичи, Людовику XIV, Якову I, Леопольду I и др.), а также аллегорические произведения («Апофеоз Венеции» П. Веронезе; 1585). Французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр написал знаменитую аллегорическую картину «Апофеоз Гомера» (1827), на которой изображен Гомер на троне, венчавшийся лаврами крылатой богини Победы и Славы; 44 персонажа на композиции выражают уважение к поэту, признавая его заслуги;
- в театре апофеоз представляет собой заключительную, патетическую сцену спектакля. Театральная форма апофеоза разработана в XVI-XVIII вв. Апофеозу присущ монументальный характер, полный подъёма и величия. Финальная сцена, как правило, массовая и зрелищная, в ней участвует много действующих лиц (часто хор). Классический пример апофеоза в русской опере – завершающая сцена «Иван Сусанин» из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» (1836);
- в классической музыке апофеоз обозначает возвышенную, завершающую часть произведения. Французский композитор Г. Берлиоз использовал название «Апофеоз» для заключительной части «Траурно-триумфальной симфонии» (1840), посвященной французским воинам. Апофеозом заканчиваются балеты русского композитора П. И. Чайковского «Спящая красавица» (1890) и «Щелкунчик» (1892), балет австрийского композитора Л. Минкуса «Баядерка» (1877);
- в художественной литературе апофеоз рассматривается в контексте жанра. Литературный апофеоз – это произведение, написанное в определённом жанре и являющееся прославленным его образцом, например: «Цикл «Необыкновенные путешествия Жюля Верна» – апофеоз приключенческого романа»; или знаменитое произведение автора в пределах конкретного жанра его творчества, например: «Стихотворение «Осень» – апофеоз пейзажной лирики А. С. Пушкина».
Современное значение
В современной речи «апофеоз» используется в образном, переносном смысле – для обозначения возвеличения, прославления, восхваления человека, события или явления. В теологии апофеоз рассматривается как теозис, или обожение.
Апофеоз как финальная, торжественная сцена драматического или музыкального произведения позволяет употреблять термин в значении кульминации действия. Апофеозом называют вершину развития, достижение наилучшего результата, апогея, например: «Исполнение роли Гамлета – апофеоз его актёрской карьеры».
Слово апофеоз произошло от греческого apotheosis, что в переводе означает обожествление.