Арабская поэтика

Самые ранние из известных нам суждений арабов о поэтическом творчестве принадлежат авторам 6-7 векам. Однако последовательная разработка основ арабской поэтики началась лишь со второй половины 8 в., а в ряде ее дисциплин и еще позднее — в 9 и даже в 10-11 вв. Как целостная система теоретических взглядов и представлений арабская поэтика сложилась в основном к концу 12 — началу 13 в. В дальнейшем эта система не претерпевала существенных изменений и ее развитие шло по линии уточнения, дополнения и перетолковывания отдельных положений. В процессе складывания системы поэтики теоретические представления арабских ученых значительно эволюционировали.

Эволюция в арабской поэтике

Одним из важнейших факторов эволюции литературной теории было прогрессирующее возрастание роли индивидуально-авторского начала в художественном творчестве. Если доисламский автор творил свои произведения по законам, весьма близким к законам устного фольклорного творчества (хотя и отличавшимся от последних по многим важным параметрам), то более поздние письменные сочинения и многочисленные историко и теоретико-литературные свидетельства выявляют отчетливо выраженную тенденцию к расширению пределов индивидуально-авторской инициативы в арабской литературе. Арабские филологи-теоретики, наблюдавшие процесс эволюции литературной традиции, в течение 8-12 веков пересматривали в соответствии с требованиями практики коренные поэтологические представления. В период своего становления и наиболее значительных достижений арабская поэтика, вполне вероятно, находилась под влиянием греческой и индийской поэтик. Однако исследователи до настоящего времени не пришли к единому мнению относительно характера и масштабов этого влияния. Напротив, значительное воздействие арабской поэтики на широкий круг поэтик литератур Ближнего и Среднего Востока является общепризнанным фактом.

Элементы арабской поэтики

Основными элементами средневековой арабской поэтологической системы были: учение о классическом арабском стихосложении ( «илмал аруд»), учение о рифме («илмал  кавафи»), учение о поэтических фигурах и тропах («илмал бади»), которое позднее стало одним из разделов арабской риторики ( «илмал  балага»). Значительное место в арабских поэтологических трудах занимают также разработанные в разной степени теории и теоретические представления, трактующие проблемы жанров и жанровых форм, поэтической топики, соотношения формы и содержания в поэзии, оригинальное учение о «поэтических заимствованиях» (сарикатшириййа), представляющее собой своеобразную теорию межтексргуальности классической арабской поэзии, и пр.

Основоположником науки об арабской метрике («илмал  аруд) считают алХалиля (718-91), но ни приписываемый ему труд «Китаб аларуд» (Книга об ару де), ни труды первых его последователей до нашего времени не дошли. Самые ранние трактаты по аруду, имеющиеся в распоряжении исследователей, датируются концом 9 — началом 10 в. Согласно традиции, алХалил первым проанализировал ритм арабского стиха, определил на основании анализа образцов древней поэзии 16 различных размеров и дал им названия (тавил, мадид , басит, вафир, камил, хазадж, раджаз, рамал, сари, мунсарих , хафиф , мудари, муктадаб, муджтасс, мутакариб, мутадарик) .

Согласно алХалилю, каждый размер создается повторением нескольких стоп (всего ученый выявил восемь разных стоп), распределение и последовательность которых фиксированы. АлХалил показал, что практика арабского стихосложения знает существенное число альтераций, затрагивающих структуру размеров. Эти альтерации имеют различные функции и появляются в разных частях стиха. Теория аруда делит их на две категории: зихафат («послабления») и илал («болезни», «недостатки»). Зихафат представляют собой незначительные отклонения во всех стопах стиха (бейта), кроме последней стопы в каждом из полустиший и имеют нерегулярный характер. Иначе выглядят изменения, затрагивающие последнюю стопу первого и второго полустиший (они называются соответственно аруд и дарб). Илал существенно изменяют идеальную стопу и представляют собой фиксированные деформации ритма, происходящие регулярно: всегда в одной форме и в одном и том же месте всех бейтов одной пьесы. Учитывая особую важность илал, средневековые теоретики вели учет вариаций того или иного метра в зависимости от изменений в последней стопе. А т.к. илал в большей мере затрагивают дарб, последнюю стопу второго полустишия, то количество вариаций метра исчисляется по числу возможных в этом метре дарбов. Общее число всех возможных модификаций последней стопы в 16 раз мерах достигает 67. Т.о., если не считать многочисленных зихафат, то только благодаря модификациям ритма, производимым илал в конце полустиший, арабские поэты могли писать стихи в 16 размерах с 67 узаконенными теорией вариациями ритма. По наблюдениям исследователей, более 90% доисламской поэзии сочинено в четырех размерах: тавил, камил, вафир и басит (с значительным преобладанием первого из них). Большинство современных исследователей системы аруда определяют ее как квантитативное стихосложение. Вместе с тем в той или иной мере подчеркивается значение других факторов в создании ритма арабской поэзии (в частности, указывается роль тоничности). Общепринятой характеристики природы аруда пока не существует, а большинство практических руководств основывается на трудах средневековых арабских теоретиков стиха.

Арабский аруд был воспринят в качестве системы стихосложения некоторыми народами Ближнего и Среднего Востока, хотя и подвергся при этом существенным модификациям под воздействи ем просодических свойств того или иного языка. Теория рифмы (илмал  кавафи) обычно рассматривается средневековыми учеными как самостоятельная наука наряду с теорией метрики. Эта теория, разработку основ которой традиция также приписывает ал Халилю, анализирует, в какой последовательности и какие звуковые компоненты составляют рифму (кафийа), разрабатывает учение о видах рифмы и классифицирует отклонения от нормы в различных ее компонентах. Теория узаконила также во всех формах классической поэзии сохранение единой рифмы на протяжении всего произведения, как бы велико оно ни было, и желательность рифмовки полустиший первого бейта.

Нормативные теории аруда и рифмы приложимы к классическим формам арабского стиха. Однако в арабской литературе известны и другие формы, называемые иногда постклассическими. К числу таких форм можно отнести, напр., дубайт, мавалийа , кан  ва  кан , кума , мувашшах ,заджал и ряд других, в которых, по мнению ряда современных исследователей, заметно влияние арабской народной, персидской или европейской поэзии. Они отличаются от классических форм либо метрикой, либо системой рифмовки, либо использованием диалектного, а не классического арабского языка, иногда всеми тремя компонентами одно временно. Так, существенные отличия можно найти в системе рифмовки некоторых постклассических форм арабской поэзии.

Несмотря на общее пренебрежительное отношение филологовпуристов к неклассическим формам арабской поэзии, не в полной мере подчинявшимся законам илмал аруди илмал кавафи, они все же нашли своих теоретиков. Ибн Сана алМулк (ок. 1155-1211) написал трактат по поэтике мувашшаха, Сафиаддин алХилли (1278 —ок. 1349) посвятил свой трактат поэтике заджаля и некоторых других постклассических форм. Проблемы стилистики рассматривала арабская риторика (илмал  балага), которая начала складываться в 9 в. Основополагающими трудами по арабской риторике являются следующие: «Китаб албади» (Книга о новом [стиле]) Ибн алМутазза (861-908), которая дала начало илмал  бади — науке, изучающей средства украшения речи, и книги Абд алКахира ал Джурджани (ум. 1078) «Асрар албалага» («Тайны красноречия») и «Далаил алиджаз» (Доказательства не подражаемости [Корана]), послужившие основой для развития соответственно илмал  байан — науки, изучающей искусство ясного и красноречивого выражения, и илмалма ани (буквально: наука о значениях), где рассматриваются вопросы синтаксиса и формальной логики.

Разделы арабской риторики

В трудах асСаккаки (1160-1229) и его комментаторов — алКазвини (1268-1338) и атТафтазани (ум. между 1389 и 1395) арабская риторика приобрела окончательный вид, объединив в своих рамках три больших раздела: 1) илм алмаани; 2) « илм албайан; 3) илм албади  На протяжении нескольких веков содержание и соотношение трех разделов арабской риторики, содержание и рамки отдельных категорий и фигур неоднократно менялись. По окончательному разграничению байан и бади ко второму разделу илм албалага отошли сравнение (ташбих), метафора (исти ара) и метонимия (кинайа), к бади — все остальные средства орнаментализации речи. Несмотря на то, что на отдельные разделы илм албалага, несомненно, повлияла греческая риторика, содержание и границы фигур арабской риторики могут быть лишь приблизительно соотнесены с соответствующими фигурами в риторике европейских народов.

Жанры арабской поэтики

С доисламского времени в системе классических арабских поэтических жанров и жанровых форм центральное место занимала касыда . Несмотря на ее архаический характер, явственно ощущавшийся мусульманскими авторами уже в 8 в., этот жанр арабской поэзии оставался продуктивным до начала 20 в. Согласно описанию Ибн Кутайбы (828-89), в касыде выделяются три основные части, в каждой из которых может содержаться различное число тем. В первой части, называемой насибом, поэт описывает свое прибытие вместе со спутниками к стоянке в пустыне, где когда-то располагалось многочисленное племя. Следы покинутой стоянки вызывают у поэта воспоминание о его возлюбленной из этого племени. Развиваются здесь и некоторые другие мотивы (медитативные, винные и пр.). Во второй части (рахил) рассказывается о путешествии поэта к человеку, которому посвящена касыда. В этой части описывается пустыня, ее животный и растительный мир, верблюд или конь поэта. В рахиле часто возникают мотивы самовосхваления: поэт прославляет свою храбрость, способность переносить тяготы опасного и утомительного путешествия и т.п. В этой же части иногда развиваются рассуждения дидактического или медитативного характера. В третьей части (касд) основное место обычно занимают мотивы восхваления правителя, покровителя или мецената, к которому прибыл поэт, воздается хвала его племени и хулится племя его врагов. В последней части также могут появиться мотивы самовосхваления поэта или призывы о помощи его племени и т.п. Многие касыды завершаются просьбой поэта о вознаграждении. Из анализа классических образцов явствует, что композиция касыды ни в один из периодов истории арабской литературы не была строгой и обязательной рамкой для поэтических произведений. Согласно Ибн Кутайбе, автор касыды должен уравновешивать ее части и ни одной из них не отдавать предпочтения. Однако современные исследования показали, что знаменитые доисламские и более поздние поэты не придерживались этого правила или, скорее всего, его не знали. Последовательность тем и мотивов в ней также нельзя считать жесткой и обязательной. Пожалуй, только насиб обычно занимает место в начале касыды, но даже и в этом отношении имеются исключения. Традиционные жанры классической арабской поэзии как бы вычленились из трехчастной касыды, содержавшей в своих рамках в эмбриональном состоянии самую разнообразную тематику. Так, мотивы первой части стали основой для развития любовной лирики — газели и «винной поэзии» (хамриййат). Описания пусты ни, верблюдицы, коня и пр. из второй части послужили базой для формирования тематического репертуара жанра описаний (васф). Отдельные «охотничьи» мотивы из второй же части дали толчок к формированию «охотничьей» поэзии (тардиййат). С мотивами, включавшимися, как правило, в эту же часть, генетически связаны и жанры самовосхваления (фахр) и «благочестивых» стихов (зухдиййат). С третьей частью связаны по своему происхождению жанры восхваления (мадх) и осмеяния (хиджа). Впрочем, произведения последнего жанра встречаются в качестве самостоятельных пьес (кита) еще в доисламскую эпоху. Мотивы жанра оплакивания (риса ) формально вообще не связаны с трехчастной касыдой, однако они во многом дублируют мотивы мадха, поскольку, по мнению средневековых теоретиков, оплакивание есть не что иное, как восхваление умершего. Некоторые другие менее продуктивные жанры арабской классической поэзии также восходят, в конечном счете, к темам и мотивам трехчастной касыды. В процессе становления и развития каждый из перечисленных жанров вырабатывал свою собственную поэтику, отражавшуюся в системе представлений средневековых ученых. Ведущие принципы классической арабской поэтики оставались действенными вплоть до начала 19 в., когда стал намечаться поворот к новому типу художественного сознания. Становление новой арабской литературы происходило при непосредственном соприкосновении с европейской литературой, ускорявшем процесс разложения традиционалистской и формирования новой поэтики.

Путь к осознанности
Adblock
detector