Аркадия это поэтическое сообщество 17-18 веков, противостоявшее поэтам-маринистам. Одна из многочисленных итальянских академий. Первые академии (по образцу античных) появились в Италии еще в середине 15 века. Они были связаны с традициями средне вековых цеховых объединений (флорентийская Академия искусств рисунка или римская Академия Св.Луки). Из академий философской ориентации наиболее знаменита Платоновская академия во Флоренции (М.Фичино, Дж.Пикоделла Мирандола, К.Ландино, А.Полициано). Мыслители собирались на одной из пригородных медицейских вилл, в Кареджи. Недалеко от Кареджи, в Кастелло, до сих пор существует Академия делла Круска, учрежденная в 1583 и сделавшая своей целью составление нормативного словаря итальянского языка. С давних пор эта академия считалась воплощением лингвистического ригоризма. Смешное (но имеющее свое историческое объяснение) название академии (от crusca, отруби) — отнюдь не исключение для Италии, давшей жизнь и Академии Рысей, и Академии Каторжников, и Академии Заблудших. Академии возникали и за границей, там, где имелись большие итальянские общины (Академия Паломников в Париже). В 17 веке обычным занятием членов литературных академий было чтение стихов и обсуждение разнообразных житейских и мировоззренческих вопросов, подчас анекдотического свойства.
Фактически подобная деятельность знаменовала собой постепенную деградацию гуманистической культуры. Изобличая безделье, академики нередко сами впадали в праздное времяпровождение. Значительную роль в духовной жизни Италии 17 в. сыграла венецианская Академия дельи Инконьити, учрежденная в 1630 и распущенная 30 лет спустя вследствие крайнего радикализма ее политической ориентации. Речь идет о настоящем гнезде либертинизма в его итальянском изводе. Не было такого члена академии, у которого хотя бы одно сочинение не фигурировало в Индексе запрещенных книг. Академики увлекались «Адонисом» (1623) Дж.Марино, еще более крамольным «Рассуждением» (1534-39) П.Аретино, «Декамероном» (1350-53) Дж.Боккаччо. Члены Академии дельи Инконьити (Дж.Ф.Лоредано, Г.Лети, Ф.Паллавичино, Дж.Брузони) в своих книгах не стеснялись в выражениях по поводу продажности Церкви, монастырей как гнезд чувственности и разврата, дворов как средоточия двуличия. Впрочем, и эта академия не была свободна от псевдоученой риторики и всеядности, что заметно по двухтомному сборнику Лети «Академические причуды» (1654), где отдана дань и бурлескным изысканиям в области этимологии, и любовно-эротическим мотивам, и злободневным политическим рассуждениям. Весьма типичны для итальянских академий обсуждаемые в книге Лети проблемы: почему старцы спят меньше, чем молодежь? что такое «поцелуй пофлорентийски»? кто более несчастлив — влюбленный или же придворный?
Академия Аркадия
Совершенно иной по своей направленности была академия «Аркадия», возникшая в Риме в 1690. Ее учредителями стали поэты, художники и филологи, сгруппировавшиеся вокруг укрывшейся в Италии и принявшей католицизм королевы шведской Христины. Первое заседание состоялось 5 октября 1690, год спустя после кончины королевы. Основателей было 14, в т.ч. — теоретик и поэт Дж.В.Гравина (1664-1718), Дж.Крешимбени (1663-1728), Дж.Ф.Дзаппи (1667-1719) и др. Вскоре возникла сеть «филиалов» в разных регионах Италии. Само название академии было позаимствовано у ренессансного поэта Я.Саннадзаро, в своей «Аркадии» (1504) реанимировавшего традицию античной буколики. Эмблемой аркадийцы избрали флейту Пана, один из излюбленных инструментов пасторальных поэтов — он даже дал название поэтическому сборнику Марино «Флейта» (1620). В качестве небесного покровителя аркадийцы рассматривали младенца Христа — ведь именно ему приходили поклоняться библейские пастухи. Сами академики носили условные антикизированные имена: Гравина именовался Опиком Эримантеем, Крешимбени — Альфесибеем Карием, Филикая — Полибием Эвмонием. Пасторальная атрибутика окружала членов «Аркадии»; некоторый комизм и названия академии, и этой атрибутики хорошо ощущали современники. В отличие от множества других академий, «Аркадия» смогла стать центральным феноменом литературной жизни Италии конца 17 — начала 18 в. Притязания аркадийцев были связаны со вполне определенной социокультурной ситуацией: с одной стороны, очевидная исчерпанность маринизма, с другой — стремление Италии, уставшей от непрестанных войн, к мирной жизни. Эти два обстоятельства объясняют ориентацию на Феокрита и Вергилия, поиск спонтанности и ясности. Социальный миф смыкался с поэтическим, причем классическая форма наполнялась христианским содержанием. Рационализм и эмпиризм «Аркадии» вполне вписывались в рамки своего времени, определенные Декартом и Галилеем. При этом для аркадийцев была важна сбалансированность природы и разума, фантазии и интеллекта, свободного поэтического вымысла и правдоподобия. Их гедонизм был столь же тщательно взвешен и выверен, как и нравоучительный заряд их творений. Фактически именно подобная сбалансированность рассматривалась ими как основа «хорошего вкуса» — в конце 17 в. эта категория выдвигается в центр споров об искусстве. Споры, приведшие в конечном итоге к формированию научной эстетики, первоначально разворачивались в эмпирическом русле. Аркадийцы превозносили Ф.Петрарку и поносили маринистов, не замечая того, что многим обязаны их поэтическим принципам. Внутренняя противоречивость «Аркадийцев» стала причиной раскола внутри академии, свершившегося в 1711, когда наиболее проницательный и радикально настроенный из аркадийцев, Гравина, поспорил с «умеренным» Крешимбени и попытался организовать собственную академию (одной из причин разрыва стала также крайне бюрократическая организация «Аркадии», насаждавшаяся Крешимбени). В 1716-22 выходят в свет шесть томов поэтической продукции членов академии. Но постепенно все громче стали слышаться критические голоса в адрес «Аркадии», становившейся анахроническим явлением. К середине 18 в. функции «Аркадии» были практически исчерпаны, хотя формально она продолжала существовать. В 19 в. критики обычно иронизируют над ней не меньше, чем над маринизмом, хотя и признают ее достижения в области мелодики стиха, а также высоко оценивают деятельность «младоаркадийца» П.Метастазио. Крупнейшая фигура среди аркадийцев—Джан Вин ченцо Гравина — не сразу стал приверженцем ортодоксального классицизма: в ранних сочинениях он рассуждает о жанровой свободе вполне в русле маньеристской и барочной эстетики. Новаторский характер носит его трактат «Поэтический разум» (1708), где поэзия объявляется формой рационального познания мира, хотя и несовершенной, но пригодной для невежественной, не способной к философскому мышлению, зато чуткой к образам аудитории. Гравина является также автором пяти суховатых, строго соответствующих классицистическим требованиям трагедий (в то же время театр французского классицизма он подвергал резкой критике), исторических и педагогических сочинений. Антиавторитарный, антидогматический пафос сочетался у Гравины с реанимацией платонизма и стремлением озарить бытие светом философского знания. Среди наиболее значительных поэтов «Аркадии» — флорентиец Филикая (1642-1707), автор опубликованного посмертно сборника «Тосканские стихи». Совершенствуя стиль и язык, он активно противостоял маринистам. В его творчестве соединились религиозная и политическая темы. Разнообразнее творчество Франческо де Лемене (1634-1704), дипломата и поэта, в молодости отдавшего дань популярным у светской публики сонетам, ариям и мадригалам, но затем, после серьезной болезни, переключившегося на религиозную тематику и сделавшего своей музой Аквината («Трактат о Боге», 1684, «Розарий Девы Марии», 1691). Стихи Лемене отличают искренний человеческий акцент, стремление к простоте и ясности. В конце жизни он пробовал себя и в области театра. Написанная на диалекте комедия «Супруга Франческа» представляла собой новаторское произведение, где очень живо воссоздавался жизненный уклад итальянского провинциального города. Учителем Пьетро Трапасси (1698— 1782) стал Гравина; он не только обучил его классическим языкам и литературе, но и дал ему имя в греческом духе, под которым тот и стал знаменитым поэтом — Метастазио. Перебравшись из Рима в Неаполь, он сочинял стихи, мифологические идиллии и театральные пьесы. Успех снискала его мелодрама «Покинутая Дидона» (1724), где эпизод из Вергилия был переработан в духе новейших сентименталистских веяний, а постановка отличалась зрелищностью и мастерством хореографии. Затем Метастазио совершенствует свой стиль в ряде других мелодрам на античные сюжеты, а в 1770 становится придворным поэтом Карла VI в Праге. Его героико-сентиментальный стиль представлял собой ревизию традиций классицистического театра — правило «трех единств» он решительно отрицал. Метастазио пользовался популярностью у музыкантов — к его мелодраме «Олимпиада» (1732) было написано около 50 различных партитур.
Слово Аркадия произошло от итальянского Arkadia.