Арсис и тезис

Арсис и тезис
Арсис и тезис

Арсис и тезис это греческие обозначения сильной и слабой частей музыкальной метрики или поэтической стопы в просодии; ритмические элементы в античном метрическом стихосложении.

Происхождение

Первоначально, в греческом стихосложении «арсис» – слабая доля в стопе, «тезис» – сильная; краткий и длинный слоги соответственно. Во время декламации античных стихов под сопровождение музыкальных инструментов слабый и сильный такты отбивались поднятием (греч. arsis) и опусканием (греч. thesis) ноги в танце. Таким образом, в музыке и греческом скандировании арсис являлся неударной, легкой частью такта, тезис – ударной, тяжёлой частью такта.

Арсис и тезис в античном стихосложении

В средневековой римской поэзии арсис и тезис получили обратное истолкование: «арсис» – повышение (усиление) голоса, «тезис» – звуковое понижение (ослабление). Разделение метрических стоп на арсис и тезис и связанная с этим акцентуация считались ритмом античных стихов. Но, вследствие дальнейшего отделения античной поэзии от музыки и утраты живого ритма, арсис и тезис стали отождествляться с сильными и слабыми местами стопы, – иктом и междуиктовым интервалом, – чередование которых составляло метр. Сильные и слабые места особенно подчеркивались при скандовке – ритмическом чтении стихов, заостряющим внимание на их строении.

В латинском (и греческом) дактилическом гекзаметре сильная часть стопы – это первый слог (всегда длинный), а слабая часть – то, что после него – два кратких слога (дактиль: длинный-краткий-краткий) или один длинный слог – спондей (длинный-длинный). Поскольку классическая поэзия не была основана на силлабо-тоническом стихосложении, арсис часто не подчеркивался. Английская поэзия основана на акцентуации, поэтому арсис и тезис относятся к ударным и безударным частям стопы.

Современное значение в поэзии и музыке

В современной литературной теории значение арсиса и тезиса восходит к латинскому пониманию терминов: арсис – сильная, несущая ритмическое ударение, часть стопы, тезис – слабая, без ритмического ударения, часть. В музыкальной метрике же, наоборот, сохранилось исходное значение, при котором арсис – легкая доля, указываемая движением руки вверх при дирижировании, тезис – тяжёлая доля, обозначаемая опусканием руки.

Соотношение арсиса и тезиса по длительности, несущих функции напряжения и разрешения, определяет ритм античной стопы. Выделяют равные и неравные ритмы.

Арсис и тезис в силлабо-тоническом стихосложении

В силлабо-тоническом стихосложении арсис, или икт, является ударным слогом, тезис, или междуиктовый интервал, – безударным; эти элементы составляют метрические стопы. Например, в хорее (– U) первый слог – арсис, второй – тезис: «Буря мглою небо кроет…» (А. С. Пушкин), в дактиле (–UU) первый слог – арсис, второй и третий – тезисы: «Звёзды горят над безлюдной землёю…» (И. А. Бунин).

Арсис и тезис произошло от греческих слов arsis – подъем и thesis – опускание ноги в пляске.

Путь к осознанности
Adblock
detector