
Аттикизм, аттицизм это стилистическое направление в античном красноречии и литературе эпохи эллинизма, возникшее в II в. до н. э. как возвращение к аттическому диалекту (V-IV вв. до н. э.) классического греческого языка.
Название течения произошло от Аттики – области в Древней Греции, заселённой ионийцами, с центром в Афинах. Теоретические основы аттикизма сформировал греческий историк и оратор Дионисий Галикарнасский, который изложил аттические принципы в риторических трактатах. Направление в древней риторике, противоположное аттикизму, называется «азианизм», или «ионический стиль», поскольку он пришёл в Афины из греческих городов Малой Азии. Сторонники строгого, традиционного стиля аттикизма противостояли торжественному, вычурному азианскому течению.
Аттикизм и азианизм
Представители аттикизма выступали против патетического азианского направления, предполагающего использование разных риторических приёмов. В отличие от украшенной азиатской ораторской формы, аттикизм представлял собой формальный стиль. Аттические риторы считали, что речь должна быть утончённой, крайне простой, чистой и точной, т. е. лишена избыточных художественных элементов. Претенциозная азианская манера красноречия характеризовалась изобилием прозаического ритма, рифмы, сравнений, метафор, антитез, словесной игры и пр.
Происхождение

В конце V в. до н. э. в эллинистической Греции в результате смешения аттического и ионийского диалекта образовался койне (общий язык), который включал литературную и разговорную формы. Спустя несколько столетий в ораторском искусстве античного мира появилась тенденция к возрождению аттического литературного языка, которая называлась аттикизм. Представители аттикизма подражали древним аттическим писателям V-IV вв. до н. э., стремились к простоте стиля и пуризму, избегая слов и оборотов, которые не использовали авторы классического периода. Великие аттические (афинские) ораторы входят в «Канон десяти аттических ораторов», составленный александрийскими учёными Аристофаном и Аристархом.
К этим великим риторам Греции относятся Лисий, Исей, Эсхин, Антифонт, Исократ, Андокид, Ликург, Гиперид, Динарх, Демосфен.
Аттикизм возник во II в. до н. э. в Афинах, где главным образом культивировалась классическая эллинистическая культура, как возвращение к классическим канонам аттических ораторов после появления азианизма.
Греческий историк, критик, ритор І в. до н. э. Дионисий Галикарнасский, который в жил в Риме и преподавал красноречие, изучал язык и стиль аттических писателей. Дионисий сформировал теоретические основы аттицизма в риторических трактатах «О древних ораторах», «О подражании», «Об удивительной силе красноречия Демосфена», «Первое письмо к Аммею» и др. Дионисий Галикарнасский был поклонником Демосфена, считая его речь образцовой, а дар красноречия самым совершенным из всех. Его аттическим принципам следовал римский ритор Квинтилиан. Таким образом аттицизм распространился в Риме, его яркими поклонниками также были Юлий Цезарь, Луций Кальв.

В Риме также шла борьба с влиянием азианского красноречия, здесь сложилась школа, которая занимала среднее положение между аттикизмом и азианизмом. Цицерон в трактатах «О наилучшем роде ораторов» и «Брут, или О знаменитых ораторах» описывал аттические и азианские взгляды, опираясь на греческих ораторов. Позже возникло сочетание начал азианизма и аттикизма, например, в т. н. новой или второй софистике (Публий, Элий Аристид) или у автора «Метаморфоз» Апулея.
Значение аттикизма
Укрепление аттикизма в античном красноречии и литературе привело к разрыву между письменной и живой речью, которые развивались в дальнейшем как две отдельные традиции. В итоге азианский стиль преобладал над аттическим, однако учение аттикистов стало классическом направлением красноречия, которое сохранялось до эпохи Возрождения. Сила аттицизма ощутима и в настоящее время, поскольку современный греческий язык отличается от живого, народного языка и включает много аттических элементов. Разговорный язык также оказал влияние на литературу. Чистый аттический язык не удавался даже аттикистам: слова, обороты из разговорной речи смешивались с классической речью.
В широком смысле слово «аттикизм» употребляется для обозначения всего классицизма в античной литературе и красноречии.