
Автоцензура – это авторская цензура при создании художественного произведения, публицистического или научного трудов, контроль самого автора за содержанием текста с целью ограничения или недопущения в нем идей, неполиткорректной, неприличной, оскорбительной или иной информации, которая на его взгляд не соответствует требованиям властей и будет признана ими нежелательной.
Отличие автоцензуры от цензуры
В отличие от цензуры, автоцензура представляет собой волеизлияние творческого индивидуума, его собственное стремление к соответствию канонам.
Автоцензура послужила определяющим фактором в становлении стиля советской литературы 1920-1930 гг., изменив почерк творческих личностей, сменив систему эстетических приемов, что отображено в поэтическом сборнике Н. С. Тихонова «Поиски героя» 1927 г., сочинениях книг В. А. Луговского «Страдания моих друзей» 1930 г., Э. Г. Багрицкого «Победители» 1932 г.
Принцип цензуры как составляющей эстетической концепции выразил поэт В. В. Маяковский в поэме «Во весь голос» 1928-1930 гг.: «Я себя смирял, становясь на горло собственной песне», затем, поддерживая идеологию советской власти, он открыто заявляет на официальном собрании в начале 1930 года: “То, что мне велят, это правильно. Но я хочу так, чтобы мне велели”.
Автоцензура в литературе
Автоцензура как литературное явление берет свое начало с давних времен. В античном периоде практически не существовало исторических произведений о правлении римских императоров, что обусловлено цензурными трудностями их написания. В конце І века за раскрытие, детальное описание истории и культуры древнего Рыма взялся историк и писатель Публий Корнелий Тацит (55-120 гг.), который явно превозносил свободу художественного текста: «На редкость счастливое время, когда можно думать то, что хочешь, и говорить, что думаешь».
Автоцензуре часто поддавались произведения классиков российской художественной литературы, в которых была затронута тема царской власти. К примеру, строка «Сказки о золотом петушке» (1835 г.), принадлежащая А. С. Пушкину «Но с царями плохо вздорить» подверглась автоцензуре и была изменена на: «Но с иным накладно вздорить».
Тенденции автоцензуры, поощряемые в литературе советского времени, отвергает писатель и поэт А. Т. Твардовский, который определяет запрещенные темы и установленный порядок их осмысления как ограничение свободы творческой личности. В своей поэме «За далью-даль» (1950-1960 гг.) автор умышленно противостоит феномену «внутреннего редактора», продиктованному тоталитарной властью.
Таким образом, автоцензура в литературе тесно связана с политическими нормами, направлена на соответствие смысла произведения государственным условиям.