Басня это жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Краткая басня иногда называется апологом. Повествовательной частью басни сближается со сказками (особенно животными сказками), новеллами, анекдотами; моралистической частью — с пословицами и сентенциями; один и тот же материал свободно перетекает между баснями и этими смежными жанрами. В отличие от притчи, которая существует только в контексте («по поводу»), басня бытует самостоятельно (применяясь к разным поводам) и вырабатывает свой традиционный круг образов и мотивов (животные, растения, схематические фигуры людей, сюжеты по типу «как некто хотел сделать себе лучше, а сделал только хуже»). Часто в басни присутствует комизм, часто — мотивы социальной критики, но в целом идеология фольклорной басни консервативна.
Элементы басенного жанра
Элементы басенного жанра присутствуют в фольклоре всех народов (в т.ч. в древнейших шумероаккадских текстах), но устойчивую жанровую форму басня приобрела в греческой словесности (6 век до н.э. — время полулегендарного Эзопа). Отсюда одна струя басенной традиции распространяется на Восток и оттуда обратно на Запад (индийская «Панчатантра», 3-4 века до н.э., пехлевийская, сирийская и затем арабская «Калила и Димна», 8 век, византийский и затем русский «Стефанит и Ихнилат»); другая продолжает жить в литературе Римской империи (Федр, Бабрий), западного средневековья (латинский «Ромул», французский «Изопет» и Нового времени (Ж.Лафонтен, Х.Ф.Геллерт, Т.де Ириарте, Л.Хольберг, И.Красицкий).
Басня в России
В России главными этапами ее развития были потешная басня А.П.Сумарокова, наставительная И.И.Хемницера, изящная И.И.Дмитриева, лукавоумудренная И.А.Крылова, красочнобытовая А.Е.Измайлова. С середины 19 века басенное творчество в России и Европе угасает (пародические басни Козьмы Пруткова, А.Бирса), сохраняясь в публицистической и юмористической поэзии (П.Лашамбоди, Д.Бедный).