Базош

Замок Базош
Замок Базош
Замок Базош

Базош – это французское объединение судебных клерков, возникшее в Париже в XIV веке.

Происхождение названия объединения Базош

Название корпорации произошло от бывшего королевского замка (с греческого basilica – королевский дворец), в здании которого находилось высшее французское судебное учреждение – парламент. Клерки базош являлись судебными чиновниками, в противовес советникам парламента или королевского суда. В 1303 г. король Франции Филипп IV Красивый (1268-1314 гг.) наделил объединение Базош преимущественным правом моралите – нравоучительных религиозных и светских представлений, из которых возникли фарсы и соти. Литературные и театральные жанры, пропагандируемые братством Базош, послужили началом сатирической и аллегорической комедии во Франции.

История возникновения общества Базош

Общество базошей назвало себя «королевством Базош», а своего руководителя, соответственно, – «королем», что обусловлено традицией средневековых объединений брать королевский титул. В состав объединения входили канцлер, который при короле Генрихе ІІІ (1551-1589 гг.) заменил титул короля, королевские казначеи, нотариусы, священники и другие, аналогичные французскому королевству, должностные лица.

Наряду из судейскими делами, объединение писарей и молодых юристов работало над драматическими постановками, появлению которых способствовали средневековые студенческие маскарады, а также инсценировки вымышленных судебных процессов в полукомической форме. Изначально ставились пьесы, содержащие судебные процессы и споры, к примеру, наиболее известный французский фарс из судебной тематики – «Адвокат Пьер Патлен», написанный в 1470 году принадлежащим к обществу Базош автором, имя которого осталось неизвестным. Членом братства также являлся автор фарса «La cornette» 1545 г., королевский нотариус Жан д’Абонданс.

Вследствие использования базошами приема осмеяния пороков, их драматические представления резко переходят в сатиру. Аллегорическо-сатирический характер сценических постановок обозначал использование театральных жанров моралите и соти (c французского sotie – дурачество), сатирико-комический – фарса. Публичные выступления общества Базош в театре, основанном братством страстей Господних, сопровождались острой сатирой, насмешками, осуждениями и зачастую были направлены к королевской и церковной властям, что привело к ограничению свободы их выступлений с 1442 года, а в 1476 г. и вовсе запрету их спектаклей. После ухода из жизни французского короля Людовика IX в 1483 году деятельность Базоша возродилась и общество просуществовало в Париже до Великой французской революции.

Слово «Базош» произошло от французского Basoche и от латинского basilica, что в переводе означает — базилика, судебное здание.

Путь к осознанности
Adblock
detector