Беженский роман

Беженский роман это повествование о «великом исходе» из России после катастрофы 1917, в котором описываются «хождения по мукам» на чужбине, быт и нравы эмигрантской жизни; сложился в литературе первой волны эмиграции. «Люди, — замечал Г.Адамович, — бежали от нестерпимого гнета не столько для того, чтобы немедленно вступить со строем, его установившим, в схватку, а для того, чтобы жить посвоему, думать посвоему, писать посвоему, иметь возможность исполнить посвоему свое истинное назначение». Последнее обстоятельство обусловило специфический характер беженскому роману — его автобиографичность. Подзаголовок «Беженский роман» фигурировал во многих книгах писателей русского зарубежья.

Первый этап беженского романа связан с периодом становления литературы русского зарубежья (1920-25), когда главными вопросами были судьба России и отношение к большевикам (Куприн А. Купол св. Исаакия Далматского, 1928; Шмелев И. Солнце мертвых, 1923; Ремизов А. Взвихренная Русь, 1927; Осоргин М. Сивцев Вражек, 78 1928; Краснов П.Н. Понять — простить, 1924). До 1925 в зарубежной русской литературе воцарился, по ироническому замечанию Ф.Степуна, «культ русской березки». Этот «культ» привел многих писателей к истокам русской культуры — народным сказкам, былинам, песням. Надежды на возвращение, желание любой ценой отомстить «обидчикам» за себя и за Россию также нашли свое воплощение в беженском романе (Ренников А. Души живые, 1925; Диктатор мира, 1925; За тридевять земель, 1926; Чириков Е. Мой роман: Записки беженца, 1926; фантастический роман-утопия П.Н.Краснова «За чертополохом», 1922; авантюрный «Роман «Манекена» 1928, Н.Н.Брешко-Брешковского). «Потухшим маяком» стали для эмигрантов надежды на спасительный Запад, что нашло отражение в романах И.Наживина «Среди потухших маяков: Из записок беженца» (1922), «Прорва: Беженский роман» (1928), Р.Гуля «В рассеянии сущие» (1923); Е.Ляцкого «Тундра: Роман из беженской жизни» (1925); Дионео «Кровавые зори: Десять этюдов» (1920); «Когда боги ушли» (1923).

1930-е — время наибольших удач в литературе: романы И.Сургучёва «Ротонда» (1928), Б.Зайцева «Дом в Пасси» (1935), «Путешествие Глеба» (193453), Шмелева «Няня из Москвы» (1937), И.Лукаша «Вьюга» (1936). Жанр любовно-семейного романа получил развитие в творчестве писательниц Н.Лаппо-Данилевской («Екатерина Никитична», 1922), Е.Бакуниной («Тело», 1933), Н.Фёдоровой («Семья», 1940). «Незамеченным поколением» назвал В.Варшавский «эмигрантских сыновей». Они писали о беспросветном существовании опустившихся русских эмигрантов, после разрыва с родиной не сумевших найти себе места в жизни, об одиночестве эмигранта, которое «больше обычного одиночества иностранца»; Анненков Ю. Повесть о пустяках, 1934; Тяжести, 1935-37, Рваная эпопея, 1957-60; Набоков В. Машенька, 1926; Газданов Г. Вечер у Клэр, 1930; История одного путешествия, 1938; Ночные дороги, 1952; Фёдоров В. Канареечное счастье, 1938. Последующее обращение к жанру романа об эмигрантах произошло уже после второй мировой войны, в основном, писательскими силами той же первой волны эмиграции: Анненков. Побег от истории (1960), В.Горянский. Парфандр и Глафира (1956), Варшавский. Ожидание (1972), А.Ремизов. Учитель музыки (опубл. 1983). И.Ю.

Путь к осознанности
Adblock
detector