Биографический метод

Биографический метод в литературоведении это способ изучения литературы, при котором контекст жизненного опыта писателя и его личность рассматриваются как основополагающий фактор творчества. Связь между личностью писателя и его произведением в свете биографического метода оказывается определяющей. На становление биографического метода оказал влияние романтизм и его культ жизнетворчества. Дпя биографического метода важна также герменевтическая теория Ф.Шлейрмахера, утверждавшего, что идеи и ценности не могут быть поняты без анализа их генезиса, и, следовательно, без обращения к биографии конкретного автора. Каждой человек, по Шлейермахеру, глубоко индивидуален, для понимания текста необходимо приблизиться к его автору «с объективной и с субъективной стороны» (т.е. берез понимание его языка и фактов его внешней и внутренней жизни). Интерес к личности писателя во многом скорректирован социологическими установками О.Конта. Основоположник и крупнейший представитель биографического метода — Шарль Огюстен Сент-Бёв  согласно мнению которого, на формирование творческой личности писателя (и, следовательно, его произведений) оказывает непосредственное влияние его генеалогия (наследственность), литературное (ученики, оппоненты, даже враги) и политическое окружение. Каждый «подлинный поэт неповторим», индивидуален, а его произведение является только «заговорившей личностью» писателя и, чтобы его постичь, надо «разглядеть в поэте человека». Излюбленным критическим жанром Сент-Бёва становится литературный портрет. Установка на изучение генезиса творчества делает биографический метод отчасти психологическим методом (см. Психологическая школа). Сент-Бёв признавал, что говорит не о произведениях писателей, «а о самой их личности».

Биографического метода оказал влияние на становление культурно-исторического метода (см. Культурно-историческая школа) изучения литературы, основные принципы которого были сформулированы И.А.Тэном. Приняв основные положения биографического метода, Тэн затем развил их в собственную теорию, усилив как системные исторические акценты, так и роль бессознательного в творчестве — «расы, среды и момента». Элементы биографического метода использовались датским критиком Георгом Брандесом, назвавшим свой метод «историко-психологическим». Вместе с оценкой творческой личности Брандес («Главные течения в европейской литературе XIX века», 1872-90) уделяет большое внимание идеологической детерминированности, а европейская литература предстает у него в виде единого процесса, который зависит от специфики национально-исторических условий конкретной страны. Назначение литературы, по Брандесу, — способствовать прогрессивному развитию общества.

Биографический метод  в России

В России биографический метод был использован Н.А.Котляревским («Старинные портреты», 1907), согласно которому, «каждый литературный памятник должен быть оценен прежде всего как документ своей эпохи и как документ, объясняющий психику поэта». Работы Котляревского отражают определенную тенденцию развития биографического метода: тяготение к культурно-историческому методу.

В начале 20 века биографический метод модифицировался: из сферы его применения были выведены «внешние» по отношению к творчеству социальные и художественные «направления мысли», влияние «расы, среды и момента». Подобный подход был назван «импрессионистическим»: его сторонников начинает интересовать отражение в тексте «сокровенного «я»» писателя. Яркие представители импрессионистического эссеизма — М.Кузмин, С.Маковский, Ю.Айхенварьд (в России), А.Франс, Р.де Гурмон (во Франции), А.Саймонс, Дж.Сантаяна (в Англии и США).

Путь к осознанности
Adblock
detector