Быличка это жанр фольклорной несказочной прозы, народный демонологический рассказ, суеверное повествование, связанное с персонажами из разряда низшей мифологии. Термин «быличка» предложили в 1915 братья Б.М. и Ю.М.Соколовы, взяв его из речи крестьян Новгородской губернии.Демонологические рассказы подразделяют на две группы: былички и бывальщины (предложено Э.В.Померанцевой). Быличка — это меморат (воспоминание), бывальщина—фабулат (повествование, утратившее особенности воспоминания действующего лица-очевидца). Бывальщина содержит больше обобщений и передается от третьего лица, что дает ей возможность сравнительно легко обрастать фантастическими деталями, переходить в сказку (например, рассказы о мертвецах). В бывалыцинах преобладает трагический исход, тогда как в быличках человек оказывается спасенным вследствие случайного жеста (крестного знамения) или слова («О Господи!»). Вместе с тем быличка и бывальщины имеют много общего: они с большой полнотой и цельностью сохраняют древние языческие представления. Демонологические рассказы обращены к настоящему, случившееся в них — невероятно, рассказчик испытывает чувство страха. Главная цель — убедить слушателей в истинности сообщаемого, эмоционально воздействовать на них, внушить страх перед демоническим существом. Сюжеты краткие, одномотивные. Персонажи — человек и демоническое существо. Популярностью пользовался черт (дьявол) — универсальный образ, обозначающий любую «нечистую силу». Можно выделить тематические группы :
- о духах природы;
- о домашних духах;
- о черте, змее, прбклятых;
- о колдунах и вампирах;
- о кладах;
- о предзнаменованиях;
- о неопознанных летательных объектах (НЛО).
Не исключена возможность выделения и других групп, поскольку былички продолжают продуктивно функционировать.
Былички позволяли писателям отображать языческое мироощущение народа. Например, И.А.Гончаров писал: «В О6ломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, — они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида — ведьма, они будут бояться и барана и Марфы, им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, — так сильна вера в чудесное в Обломовке!». На народную демонологию серьезное внимание обратили романтики, открыв в ней глубокие лирические возможности. Она была использована русской литературой, начиная от баллад В.А.Жуковского и до «болотных чертенят» А.А.Блока. Многих писателей и поэтов притягивал образ русалки (А.С.Пушкин «Как счастлив я, когда могу покинуть…», 1826)