Былинный стих

Былинный стих
Былинный стих
Былинный стих

Былинный стих это древняя стихотворная форма былин (русских эпических речитативных песен).

Ритмическое строение

Былинный стих отмечается разнообразием ритмических конструкций, чем обусловлено отсутствие его четко выраженной стихотворной структуры, рифмовки.

Былинный стих представляет собой разновидность тонического стиха, построенного на соизмеримости строк по количеству ударений при произвольном числе безударных слогов. В строках варьируется от двух до четырёх ударений, т. е. в пределах одной былины не всегда сохраняется тождественное количество ударений.

Для написания былин используются различные метры, например: хорей с дактилическим окончанием или сочетание хорея с дактилем, или анапест.

Былинному стиху не свойственна рифма, музыкальность произведения образуют созвучия. Композиционная структура стиха соответствует напевному характеру жанра: поэтический текст былины условно состоит из трёх частей – запева, зачина, концовки.

Виды былинного стиха

В зависимости от ритмического строения былинного стиха различают следующие виды этой поэтической формы:

  • тактовик – былинный стих в виде четырёхсложной стопы с устойчивой или подвижной анакрузой;
  • акцентный стих, или ударник, – дисметрический былинный стих, в котором каждая строка имеет равное количество ударных слов;
  • фразовик – былинный стих, организованный за принципом интонационно-фразового группирования, при котором словосочетания разделяются равносложными клаузулами и смысловыми паузами.

Пример былинного стиха

Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка да богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец
(Русская былина «Три поездки Ильи Муромца»)

Происхождение

Былинный стих возник в русской фольклорной традиции как изложение древних героических событий. Былины исполнялись речитативом народными сказителями, первоначально в сопровождении игры на гуслях, позже без музыкального сопровождения.

Ранние распространённые названия былин – «старина», «исторические песни», «богатырские сказки», «богатырский эпос». Термин «былина» для обозначения жанра русской эпической песни был введен в 40-х гг. XIX в. фольклористом И. П. Сахаровым, который опирался на выражение из «Слова о полку Игореве»: «по былинамъ сего времени».

Содержание былинных стихов

Содержание былинных стихов основано на исторических событиях русского народа XI-XVI вв. Былины определяются как героические песни, но вместе с тем встречается много былин мифологического, новеллистического, авантюрного содержания. В центре русского былинного эпоса – средневековые богатыри, их деяния и героические подвиги в борьбе с захватчиками родной земли: монголо-татарской ордой, южными кочевыми племенами, мифическими существами. В литературе насчитывается около сотни сюжетов былин, вариантов – больше двух тысяч.

Циклы былин

В зависимости от того, с какими центрами Древней Руси соотносятся описываемые в эпических песнях события, былины разделяют на два цикла:

  • киевский, или «владимиров», цикл (с главным образом князя Владимира, в котором совмещаются черты двух киевских князей – Владимира Великого и Владимира Мономаха; о черниговском богатыре Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и других героях);
  • новгородский цикл (о Василе Буслаеве, Садко и др.);

Былины в классической русской поэзии

Былина оказала значимое влияние на творчество русских поэтов. Былинная поэтика и стилистика плодотворно была усвоена А. С. Пушкиным («Руслан и Людмила») и М. Ю. Лермонтовым («Песня про … купца Калашникова»). А. К. Толстой создал произведения по былинным мотивам, которые так и назвал былинами: «Богатырь», «Алёша Попович», «Змей Тугарин», «Илья Муромец», «Поток-богатырь», «Садко». Четыре сочинения, основанных на русском эпосе, написал К. Д. Бальмонт («Святогор», «Вольга», «Добрыня и Смерть», «Отчего перевелись витязи на Руси»).

Путь к осознанности
Adblock
detector