Ценность художественная это понятие, характеризующее назначение искусства и вызывающее повышенный интерес в последние десятилетия вследствие активного и целеустремленного обращения гуманитарных наук и философии к аксиологии (греч. axios — ценность и logos — слово, понятие). Понятие ценности появляется в философии И.Канта и получает разработку в трудах Р.Г.Лотце, В.Виндельбанда, Г.Риккерта, М.Вебера, Г.Когена, М.Шелера, Н.О.Лосского. Аксиологический подход к произведению искусства выявляет присущие ему черты и свойства, которые при традиционном рассмотрении остаются в тени либо вовсе игнорируются: способность вызывать чувство эстетического удовлетворения формой, гармонической соразмерностью, завершенностью. Художественные творения в то же время причастны и даже подчинены феноменам внеэстетическим. По словам М.П.Мусоргского, «художество должно воплощать не одну красоту». Суть искусства — в сопряжении художественного с познавательными, нравственными, философскими, религиозными ценностями. Автор художественного произведения выступает как носитель ценностных ориентаций, которые воплощаются в произведении (прежде всего, в его эмоциональной настроенности: героической, трагической, юмористической) и «доносятся» до читателей.
Ценностная ориентация — это доминанта человеческого сознания, изнутри управляющая поступками, эмоциями, реакциями, способная определять тип отношения человека к миру в целом, к социуму, к другим людям, к самому себе. Она может быть как интуитивной, так и рационально обоснованной. Произведение не столько выражает социально-классовые интересы писателя (таков ракурс марксистского литературоведения), сколько становится откровением об авторском самоопределении, жизне-творческих импульсах, внутреннем росте, о «цельности — нецельности», «несломленности — сломленности», о способности человека «углубляться и отстаивать то, к чему он пришел» (Мандельштам Н.Я.). Оно ценно и в тех случаях, когда свидетельствует о внутренней борьбе, искушениях, кризисах, тупиках, поражениях в жизни личности («Рыцарь на час», 1860, Н.А.Некрасова; «Старые письма», 1859, А.А.Фета; «Как тяжело ходить среди людей…», 1910, A.А.Блока). Творения искусства говорят не только об авторе, но и о том, что он осмыслил и воспроизвел: искусство запечатлевает картину мира, которая всегда имеет ценностную окраску. Весьма существенно художественное воссоздание ценностных ориентаций персонажей, которые могут быть либо ясно и четко ими осознанными, претворенными в идеи и жизненные программы («героиидеологи» Ф.М.Достоевского), либо предстают как некие интуиции и импульсы, как нечто неосознанное, изначально присущее человеческой душе или воспринятое через традиционные формы жизни (герои повести Н.В.Гоголя «Старосветские помещики», 1835). Именно ценностные ориентации определяют облик изображаемых писателем лиц: формы сознания, выражающиеся в монологах и диалогах, а также поступки, формы поведения, а в значительной мере — и черты наружности.
Существенной гранью художественной ценности являются достижения писателей в собственно речевой сфере. Произведение как речевое целое, вопервых, воссоздает индивидуальный, неповторимый стиль, несущий информацию о путях постижения мира, коммуникативных и творческих установках автора. Во-вторых, художественная литература является вместилищем и важнейшим средоточием богатств национального языка, оказывая, в свою очередь, влияние на формирование его норм. В России нормы литературного языка были выработаны в произведениях Н.М.Карамзина и А.С.Пушкина. Ценностный мир автора и его персонажей воспринимается читателями поразному. Здесь возможны и приятие ценностей произведения, и их искажение, и прямая полемика с автором и его героем. Принципиально различны оценки поведения пушкинской Татьяны в заключительной главе романа «Евгений Онегин», высказанные B.Г.Белинским, Д.И.Писаревым, Достоевским, В.В.Набоковым. Апология Ивана Карамазова и Ставрогина (статья Н.А.Бердяева «Ставрогин». — Русская мысль. 1914. № 5) в русской критике Серебряного века не согласуется с творческой волей Достоевского. В эпохи радикальных общественных переворотов, резких культурных сломов и разрывов отвергаются целые пласты художественного наследия («Разрушение эстетики», 1865, Писарева, негативная оценка М.Горьким праведников Достоевского, футуристические призывы «бросить» классиков «с парохода современности», попытки В.И.Ленина истолковать Л.Н.Толстого как «зеркало русской революции»). В эволюции литературы и искусства преломилась историческая динамика ценностных представлений: переход от религиозных ценнноетей к светским, от безусловных и всеобщих к условным и необязательным. При этом различимы эпохи мирные, органические, стабилизирующие тот или иной мир художественной ценности, и эпохи кризисов, радикальной переоценки, каков исполненный трагизма «постницшеанский» 20 в.