
Повествование в рамках крупных произведений не всегда может вестись прямо. Иногда автору необходимо ввести какую-то дополнительную информацию, даже целую отдельно взятую историю. И если эта история оказывается законченным произведением, которое выделяется в изначальном повествовании и не имеет прямой связи с его сюжетом, то речь идет именно о вставной новелле.
Задача данного элемента заключается в преподнесении читателю информации, которую автор не смог или не счел нужным вплести в повествование прямо. Бывает так, что сделать это обычным образом не получается, однако эта информация обладает большой важностью, а следовательно, она все равно должна оказаться в рамках произведения.
В рамках вставной новеллы речь может пойти о судьбах героев до того периода, которое описывается в текущий момент. Она может рассказывать о третьих лицах, которые упоминаются только косвенно, но имеют прямое отношение к развивающемуся сюжету. Это может быть письмо, документ, просто передающий важную информацию. Вариантов существует огромное множество. Слово новелла переводится с итальянского как новость. Соответственно, вставная новелла – это вставленная в произведение новость, которая должна чем-то заинтриговать читателя, или ответить на его вопросы, уже сложившиеся в ходе чтения основного повествования. Встречается вставная новелла как в прозе, так и в стихах. Этот прием использовали фактически все известные отечественные писатели, включая Пушкина, Гоголя, и многих других.
Происхождение
История вставных новелл нисходит еще к древнегреческой литературе. Этот прием можно видеть в произведениях Аристофана, этим приемом активно пользуется Сократ. Сложно сказать, кто использовал этот прием первым, однако он прижился в литературе и стал одной из закономерных традиций. Он активно использовался и применяется по сей день заграничными писателями, в России же им пользовались все известные авторы, писавшие более или менее длинные произведения со сложным сюжетом, в который необходимо было вводить дополнительные сведения, создавать интригу.
Пример вставной новеллы
Если рассматривать известное произведение Ильфа – Петрова под названием «Двенадцать стульев», то здесь вставной новеллой станет рассказ о гусаре-схимнике. У Гоголя вставную новеллу можно найти в «Мертвых душах», это повесть о капитане Копейкине. Вставной новеллой можно считать сон Обломова, который введен в произведение «Обломов» Гончарова. Если рассмотреть вольтеровскую повесть «Задиг, или Судьба», то здесь вставной станет глава про отшельника. Перечислять примеры вставных новелл в литературе прошлых веков или современной можно бесконечно, это очень распространенный прием, который нередко напрашивается интуитивно. Любое законченное повествование, введенное в общий материал, но не имеющее прямой связи с ним, хотя играющее значимую сюжетную роль, будет входить в данную категорию вне всяких сомнений.
Специфика вставной новеллы
Описание судеб и ситуаций, произошедших вне текущего повествования, обращения героев, письма, документы, прочие свидетельства – все это может стать сюжетом для вставной новеллы. Ее могут выделять как отдельную главу, обособлять иным образом, в подавляющем большинстве случаев авторы стремятся подчеркнуть ее обособленность. После того, как вставная новелла закончена, продолжается текущее повествование, соответственно, с учетом этой информации, которая была предоставлена читателю в качестве такой вставки. В крупных произведениях может содержаться не только одна, но и несколько вставных новелл, корректирующих ход событий и предоставляющих читателю важные сведения.