Чёрная эстетика

Чёрная эстетика это понятие, призванное определить границы и содержание «черного искусства» в США и включающее в себя все виды литературной деятельности — от поэзии, прозы, драматургии до литературной критики. Возникновение «Чёрной эстетики» тесно связано с социальными проблемами.

После второй мировой войны борьба американских негров за свои интересы проходит две стадии развития: движение за гражданские права — 1954-64; массовое черное движение — 1964-73. Десятилетнее движение за гражданские права характеризовалось расширением и усилением сопротивления сегрегации, формированием ненасильственных активистских организаций, достижением определенных успехов в юридической сфере и средствах массовой информации. Главной фигурой этого периода был Мартен Лютер Кинг. Однако постепенно, вдохновленные примером антиколониальных движений в Латинской Америке, Азии и особенно Африке, появились новые лидеры, призывающие негритянское население Америки к черному национализму, сепаратизму, бунтам, негритюду, африканизму. Вождями этого движения стали Малколм Икс, Клейтон Пауэлл мл., Стоукли Кармичел.

Небывалый подъем черного искусства получил название «Нового Ренессанса». Особенностью его было возрождение «этнопоэтической чувствительности» к ритуальным истокам искусства, устному игровому началу поэзии и драмы, местным традициям и обычаям малых народов. «Проект этнопоэтики» был направлен на то, чтобы подорвать доминирующее интеллектуальное влияние «англо-ортодоксальности». Концепция «чёрной эстетики» явилась наиболее очевидным результатом этой позиции. В июне 1964 Икс основал Организацию афроамериканского единства. Интеграции как политической цели Икс противопоставлял поиски культурной автономии, базирующейся на братстве всех людей африканского происхождения. Стандарты черного искусства коренятся и исходят из общности черной жизни. Белая евроамериканская эстетика нерелевантна для черного человека.

В период массового черного движения (1964-73) негритянская литературная критика приобрела особое влияние. В этой области работали писатели: Амери Барака (новое, суахильское по происхождению имя писателя Лероя Джонса, которое в 1968 он предпочел прежнему, «рабскому имени»), Лэрри Нил, издатель Хойт Фуллер, университетские профессиональные критики Эддисон Гейл мл., Стивен Хендерсон, Дарвин Т.Тёрнер. 1970-80е в области литературной критики в США отмечены двумя явлениями. Вопервых, формировалось влиятельное молодое поколение черных критиков, наиболее активными среди которых стали Хаустон А.Бейкер мл. и Генри Луис Гейтс. Вовторых, обособилось феминистское крыло черной литературной критики, представленное писательницами Тони Кейд Бамбарой, Мари Эванс, Одри Лорд, Алисой Уолкер. Профессиональными критиками были Барбара Кристиан, Глория Т.Халл, Барбара Смит, Эрлен Стетсон и Мари Хелен Вашингтон. Они всячески способствовали институализации черной литературной критики и включению ее в программы американских университетов и колледжей.

Фуллер, издатель журнала «Negro Digest», переименованного в 1970 в «Black World», был одним из тех влиятельных литературоведов, которые содействовали практике становления «чёрной эстетики» с середины 1960х до начала 1970х. Нил в своей деятельности соединил «движение черного искусства» с «массовым черным движением». Политика и эстетика — черная сила и черное искусство — идут рука об руку. Контекстом возникновения «Чёрной эстетики» Нил считает декадентский и антигуманный западный мир. «Западный мир — Запад — предстает ныне как умирающее создание, абсолютно лишенное духовности» (Neal, 648). Возрождение он видит в обращении искусства и литературы к негритянской музыке и фольклору как основам черной образной экспрессии. Среди академических литературных критиков самым влиятельным в сфере «чёрной эстетики» является Дарвин Тернер, составитель популярной антологии для учащихся «Черная американская литература» (1969), автор книги «Афроамериканские писатели» (1970), соавтор «Теории и практики преподавания литературы афроамериканцев» (1971). Некоторые литераторы старшего поколения — Роберт Хейден, Дж. Саундерс Реддинг, Натан А.Скотт мл., Мелвин Толсон — не разделяют идеи «чёрной эстетики». Скотт в своем эссе по истории послевоенной черной литературы, опубликованном в «Гарвардском путеводителе современной американской литературы» (1979), критикует её за прямолинейность, философскую непоследовательность, нетерпимость, особенно по отношению к белым критикам, за осуждение выдающихся негритянских писателей (прежде всего Ралфа Эллисона), за этнический сепаратизм.

Чёрная эстетика произошла от английских слов – black aesthetics.

Путь к осознанности
Adblock
detector