
Дадаизм это авангардистское направление в искусстве, распространившееся в Западной Европе, преимущественно во Франции и Германии, в 1916-1924 гг., идеологической основой которого был протест с помощью иррациональных абсурдных средств против условностей и традиционализма в искусстве.
Дадаизм предшествовал сюрреализму и экспрессионизму, во многом определив их идеологию и методы.
- Основание дадаизма
- Творческая деятельность дадаистов в «Кабаре Вольтер»
- Экспериментальное творчество дадаистов
- Теоретическая программа дадаизма
- Особенности европейского дадаизма
- Дадаистское движение в Нью-Йорке
- Влияние М. Дюшана на становление дадаизма
- Немецкий дадаизм: Берлин, Ганновер, Кёльн
- Берлин
- Ганновер
- Кёльн
- Расцвет и падение дадаизма в Париже
Основание дадаизма
Дадаизм возник в феврале 1916 года в швейцарском городе Цюрих во время Первой мировой войны. Движение сформировалось как бунт, радикальный протест против жестоких военных действий, их трагических последствий, причиной которых дадаисты считали развитие европейской цивилизации, верховенство человеческого разума и логики. Охваченные отчаянием, разочарованием и чувством бессмысленности существования человека дадаисты стремились уничтожить культуру, которая привела к войне: их действия были направлены на то, чтобы разрушить творческие ценности и традиции буржуазного общества, эстетику рационализма и утвердить новые иррациональные начала в искусстве.
Дадаисты занимали активную антивоенную и антибуржуазную позицию, примыкали к радикальным левым политическим направлениям анархизма и коммунизма. В своем протесте они опирались на военные письма Жака Ваше об ужасных проявлениях войны.
Основными векторами движения дадаистов являлись интернационализм, нигилизм, иррациональность, поиск «смысла в бессмыслице», бессистемность, случайность, творческий хаос, эпатаж, апология смеха.

Основателями дадаизма являются эмигранты-интеллектуалы, единомышленники – румынский и французский поэт еврейского происхождения, немецкие поэты Хуго Балль и Рихард Хюльзенбек, румынский художник, писатель Марсель Янко, немецкий поэт, художник, скульптор Ханс Арп.
Творческая деятельность дадаистов в «Кабаре Вольтер»
5 февраля 1916 года немецкий поэт, музыкант Х. Балль с исполнительницей Э. Хеннингс открыли в Цюрихе легендарное интернациональное «Кабаре Вольтер», которое стало местом рождения дадаизма. Заведение объединяло эмигрантов из разных стран, молодых литераторов, художников, музыкантов, наиболее активных и решительных сторонников нового в искусстве и в жизни. Участники группы ежедневно собирались в кабаре и устраивали публичные вечера, в программу которых входили спонтанные выступления: художественное чтение стихов, собственных произведений, создание коллажей, исполнение песен на разных языках, крики, свисты, игра на фортепьяно, удары литавр, громкие звуки барабана, танцы, другие экспромты и импровизации. Таким образом, «учреждение культуры «Кабаре Вольтер», как заявлял Х. Балль, являлось местом для воплощения смелых творческих идей дадаистов преимущественно авангардистской направленности.
Х. Балля особенно привлекала возможность создания «симультанно-шумовой» поэзии, полагающей в произвольном порядке слов и выражений, несвязном наборе звуков. Х. Балль говорил: «Я читаю стихи, которые ставят целью ни много ни мало, как отказ от языка. < …> Стих – это повод по возможности обойтись без слов и языка». Особенно знаменитым среди парадоксальных звуковых стихотворений поэта стало «Караваны» (1917 г.), где автор, тяготевший к мистике, две трети магических слов стиха взял из волшебных заклинаний:
… Вуууу! Ухуху люб л Волю лю лю уДуб!
Тум Ба-Ба
Бан! РА РАБГЛЯ РАБГЛЯ
Уфффф….
Караваны
(отрывок из стиха «Караваны» Х. Балля, перевод В. Шерстяного)
Слово «дада» родилось в конце февраля 1916 года. У слова нет однозначного автора, но существует теория, что слово обнаружили Х. Балль и Р. Хюльзенбек в немецко-французском словаре, где «дада» толковалось как «деревянная лошадка».
В 1916 г. участники движения организовали первое дадаистское печатное издание «Кабаре Вольтер», которое вышло только в одном номере, но стало примером для их последующих литературно-художественных изданий.
Экспериментальное творчество дадаистов

Яркая деятельность дадаистов по словам М. Янко была «протестом против упадка ценностей, рутины и спекуляции, призывом ко всем формам искусства установить новую основу для творчества». Они также занимались организацией абстрактных художественных выставок, ставили абсурдные эпатирующие спектакли, проводили маскарады, фестивали, которые часто сопровождались скандальными происшествиями и нарушениями общественного порядка. Средствами «смеховой культуры» дадаисты вырабатывали защиту от боли и ранимости, присущим их тонкой душевной натуре.

После закрытия «Кабаре Вольтер» и отъезда с Цюриха на юг Швейцарии Х. Балля в середине июля 1916 года, главным инициатором дадаистского движения стал Т. Тцара. В отличие от Х. Балля, который видел дадаизм средством проявления интернационального авангардистского искусства, Т. Тцара считал, что необходимо полностью разрушить прежние ценности общества, чтобы создать новое искусство и новую жизнь.
Кроме коллективного творчества, в дадаизме имели место индивидуальные эксперименты. В периодическом издании «Коллекция Дада» были опубликованы «Первое небесное приключение господина Антипирина» (1916 г.) Т. Тцара, «Фантастические молитвы» Р. Хюльзенбека. Читая свои стихи, Р. Хюльзенбек завораживал публику:
…Краски всех мыслимых и немыслимых цветов
гонялись друг за другом, словно собаки.
И вдруг все когда-либо слышанные
звуки с грохотом обрушились в середину.
Краски и звуки разлетелись
на мелкие осколки, как стекло и цемент,
и стряхнули вниз мелкие темные капли…
(отрывок из «Фанстастических молитв» Р. Хюльзенбека)
Т. Тцара издавал интернациональный журнал «Дада» (1917-1920 гг.), в котором кроме текстов и художественных иллюстраций дадаистов содержались произведения представителей других направлений в искусстве, к примеру – Г. Аполлинера, В. В. Кандийского, Ф. Т. Маринетти, Я. ван Годдиса, П. Пикассо, А. К. Модильяни. Сам Т. Тцара поддерживал абстрактное искусство, воспринимая его как выражение внутренней потребности, не зависимой от внешнего мира.
Теоретическая программа дадаизма

Являясь ненавистниками рассудка, дадаисты не признавали никаких теорий, систем, принципов, манифестов. Но, тем не менее, главный основатель движения Т. Тцара стал автором семи манифестов дадаизма (1916-1924 гг.), в которых оформил программу дадаизма и экспонировал свою теорию антиискусства. Все семь манифестов проникнуты насмешливым отношением к отжившим общественным институтам, их идеологиям, морали, попытками вернуть смысл рухнувшему миру и искусству; это насмешка над искусством как таковым.
В «Манифесте Дада» (1918 г.) Т. Тцара охарактеризовал принципы своего направления: «Отмена памяти – дада, отказ от пороков – дада, отказ от будущего – дада. Дада – современное прославление жизни, без ностальгии, без утопии. Дада – антиискусство, антиобщество, антисистема, антиавангардизм».
В 1917 г. Х. Балль окончательно вышел из группы дадаистов и переехал в Берн, где возобновил свои связи с экспрессионистами. Т. Тцара продолжил представлять движение дада в сотрудничестве с В. Зернером, О. Флаке, Ф. Пикабиа. После окончания войны интерес к направлению резко упал. Их попытки сохранить Цюрих центром дадаизма не состоялись. В 1919 г. Т. Тцара принял решение покинуть Цюрих и уехать в Париж к Ф. Пикабиа.
В Цюрихе было положено начало дадаизму как движению.
Особенности европейского дадаизма

Свободный от всяких рамок и систем дадаизм сводился к антиискусству. Решительно отвергая предшествующие художественные традиции и считая плодотворным только хаос, движение способствовало краху европейской культуры.
Характерной особенностью дадаизма являлось его существование в тесной неразрывной связи литературы и изобразительного искусства. Подрывая главные основы рационализма – мысль и язык, дадаисты лишали человеческую речь коммуникативной функции, стремились вернуться к истокам формирования языка. Художники-дадаисты пытались разрушить условности изобразительного искусства, в их практике широко использовались эксперименты, преобладали простота, абстрактность, свобода автора. Х. Арп, как выходец из школы французского кубизма и современник П. Пикассо и Ж. Брака, тяготел к упрощению, совершенствовал технику коллажей, использовал геометрические формы в своих произведениях.
Дадаизм, кроме того, что объединил представителей разных видов искусства, является первым интернациональным движением искусства, распространившимся на территории всей Западной Европы.
Новаторские идеи цюрихских дадаистов были подхвачены международными представителями искусства и стремительно распространились по всему миру. Основными центрами европейского дадаизма являлись Берлин, Ганновер, Кёльн и Париж.
Дадаистское движение в Нью-Йорке

Нью-Йорк стал центром авангардистского искусства в 1914 г., когда в Америке основались эмигрировавшие из Европы художники. В отличие от Цюриха, в Нью-Йорке инициаторам дадаистского движения было на что опереться. Издание авангардистского журнала «Камера Йорк» (1902-1917 гг.), активная деятельность галеристов Уолтера Аренсберга и Альфреда Стиглица, существование группы «Фото Сецессион» – являлись предпосылками для появления дадаистсткого движения. Стремление к бесповоротным переменам в жизни, готовность к протесту, радикальному опровержению традиционализма в искусстве объединили небольшую группу авангардистских художников и поэтов, среди которых Мэн Рей, Мариус де Зайас, А. Краван и др.
Фотограф А. Стиглиц выпускал журнал «291» (1915-1916 гг.) в духе дадаизма, также предшествующий появлению движения. В этой традиции Ф. Пикабиа в дальнейшем издавал в Париже один из самых значимых дадаистских журналов «391».
Наиболее яркими и влиятельными представителями движения были художники Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа и Мэн Рей. К числу их литературных изданий относятся журналы М. Дюшана «Слепец» (1917 г.) и «Rongwrong» (1917 г.), а также «Динамит» (1919) Ман Рэя.
Деятельность американских дадаистов, аналогично цюрихской группе, не была лишена скандалов и провокаций. Однако, их публичные манифестации и смелые эксперименты в искусстве не привели к окончательному утверждению движения в Америке.
Влияние М. Дюшана на становление дадаизма

Марсель Дюшан значительно предопределил разрушительный антитрадиционалистский характер европейского дадаизма. Его известные «редимейды» – «Дробилка для шоколада № 2» (1913-1914 гг.), «Колесо от велосипеда» (1913 г.), «Сушилка для бутылок» (1914 г.); а также созданное им авангардистское достояние «L.H.O.O.Q» (1919 г., насмешка над картиной Л. да Винчи «Джоконда»; в аббревиатуре – «ей невтерпеж, аж жжет»); явно предвещали десакрализацию искусства и начало творческой свободы автора. Художественная концепция М. Дюшана искусство как жизнь была перенята основателями дадаизма в Цюрихе.
Немецкий дадаизм: Берлин, Ганновер, Кёльн
В Германии дадаизм сохранил свой исходный бунтарский дух и в силу тяжелой ситуации в стране сразу принял ярко выраженный политический характер. Немецкие дадаисты отрицали буржуазную культуру, ниспровергали устои общества и искусства. Их деятельность являлась протестом против экспрессионизма, абстрактного искусства и искусства в целом, склоняясь к новому – примитивизму, простоте и активизму. Дадаизм считал себя союзником революционного пролетариата.
Немецкий дадаизм стремился стать самым радикальным и агрессивным авангардистским направлением рубежа XIX-XX вв., пытаясь разрушить границу между традиционным искусством и жизнью, сделать искусство самой жизнью, осуществить революционное преобразование общества с помощью современных технических изобразительных средств.
Примечательно, что в немецком дадаизме – в Берлине, Ганновере, Кёльне – ведущую роли играли представители изобразительного искусства.
Берлин
Рихард Хюльзенбек в январе 1918 г. вернулся с Цюриха в Берлин и открыл там понятие «дада», на основе которого Францом Юнгом и Рихардом Эрингом был основан журнал «Клуб Дада».
Революционные настроения в искусстве Берлина задолго до формирования дадаизма представлял немецкий писатель и архитектор Иоганнес Баадер, присвоивший себе ряд высоких званий: «Верховный дада», «Президент земного шара и вселенной» и т. д.

Зачинателем берлинского дадаизма считается Рихард Хюльзенбек, но центровой фигурой в группе он не являлся. Среди активных участников движения значились: Джон Хартфилд, Виланд Херцфельде, Франц Юнг, Рауль Хаусман, Вальтер Меринг, Иоганнес Баадер, Джордж Гросс.
Своими манифестациями, утренниками, вечерами, ярмарками, направленными против войны и традиционализма в искусстве, высмеиванием институтов власти и общества берлинские дадаисты громко заявили о себе и получили скандальную известность. К примеру, яркий участник группы И. Баадер своими анархо-индивидуалистическими акциями протеста прервал проповедь в Берлинском соборе; вмешался в заседание социал-демократического правительства в Веймаре и т. д.
Берлинские дадаисты выступали за превращение искусства в жизнь, объектами искусства в их понимании были предметы ручной или фабричной работы, на смену изображениям по их мнению должны были прийти вещи, а основными приёмами организации произведения искусства являлись коллаж, монтаж, фотомонтаж и ассамбляж.
В 1918-1919 гг. интерес немецкой публики к шумным провокационным действиям дадаистов возрастал, их скандальные выходки, эпатажные инсценировки на подобии соревнования между пишущей и швейной машинкой поражали.
Острыми текстами и иллюстрациями участники «Клуба Дада» атаковали режим Веймарской республики в издаваемых ими журналах: «Каждый играет в свой футбол» (1919 г.), «Дада» (1919 г.), «Противник» (1919-1922 гг.), «Кроме шуток» (1919-1920 гг.), «Крах».
Р. Хюльзенбек, подводя итог своей деятельности, издал четыре книги в 1920 г.: «Дада побеждает», «Германия должна погибнуть. Воспоминания старого революционера-дадаиста», «Вперед, Дада. История дадаизма» и «Альманах Дада».
Берлинский «Клуб Дада» распался в 1921 г. из-за разногласий его участников. Дж. Гросс, Дж. Хартфилд и В. Херцфельде начали политическую деятельность, вступив коммунистическую партию Германии.
Ганновер
После расцвета дадаизма в Цюрихе и Берлине он начал проявлять себя и в других городах Германии, вследствие чего центром движения стали Ганновер и Кёльн.
Значительный вклад в авангардистское искусство ХХ в. сделал художник и писатель из Ганновера, пропагандист дадаизма Курт Швиттерс.
К. Швиттерс поддерживал дружеские отношения с Ханс Арпом, Тео ван Дусбургом, Эль Лисицким, но в своем творчестве ему не удалось найти единомышленников, он действовал одиночно.
Несмотря на общие творческие предпочтения и цели, направленные на разрушение традиционного искусства, с берлинскими дадаистами, К. Швиттерс так и не был принят в их «Клуб Дада» из-за близости к экспрессионизму, конструктивизму, рационализму. Знаменитая поэма-коллаж К. Швиттерса «Анна Блюме» (1919 г.) была по их мнению выражение идеализма.
К. Швиттерс культивировал форму и стиль в искусстве, чуждые дадаизму, всем своим экспериментам давал название «мерц» (фрагмент из слова «KomMERZbank»): мерц-живопись, мерц-поэзия, мерц-идея и т.д.; и таким образом основал мерц-искусство. Художник занимался созданием абстрактных картин, коллажей из предметов повседневной действительности, цифровых стихотворений, «звуковой поэзии» («Прасоната», 1922-1932 гг.), совокупных мерц-продуктов («колонна Швиттерса») и т.д.
В 1923-1932 гг. К. Швиттерс издавал журнал «Мерц», его усердиями дадаизм после своего падения продолжал существовать в мерц-искусстве.
В своей статье «Дада – это гипотеза» для журнала «Арарат» К. Швиттерс так определял связь мерц-искусства с дадаизмом: «это, собственно, ирония, позволившая ярко высветить светлые стороны дадаизма». Присутствие К. Швиттерса ощущается практически во всех неоавангардистских течениях ХХ в.
Кёльн
В 1919 г., впечатлившись метафизическими картинами Джорджо де Кирико и Пауля Клее, немецкий художник, участник группы нонкомформистов Макс Эрнст склоняется к дадаизму. Значительно способствовал становлению дадаизма в Кельне и Ханс Арп, который часто посещал Кёльн.
Истинными дадаистами в Кельне, отстаивающими движение до конца, были Макс Эрнст, Иоганнес Теодор Бааргельд, Ханс Арп.
В ноябре 1919 г. в Кельне прошла первая выставка дадаистов, которая включала в себя парадоксальные экспонаты: неумелые детские рисунки, зонтик, молоточек от рояля и т.д., что свидетельствовало о проявлении антиискусства.
Макс Эрнст, известный по прозвищу Дадамакс, владел техникой коллажа и «Фроттажа», в основу которой он положил свои галлюцинации и странные видения, посещавшие его когда-то во время болезни. Вместе с Х. Арпом он создавал серию странных фотомонтажей «Фатагага».
В своей работе «По ту сторону живописи», М. Эрнст так объяснял приемы своего творчества: «Техника коллажа – это систематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встреч двух и более чуждых друг другу предметов на абсолютно неподходящем для этого в данный момент уровне – плюс искорка поэзии, которая проскакивает при сближении этих реальных предметов».
В апреле 1920 года М. Эрнст и И. Т. Бааргельд устроили вернисаж «Предвесенний Дада», который стал «вершиной и концом кельнского дадаизма». Затем М. Эрнст основал интернациональный журнал «Шаммаде» (1920 г.), публикации которого были ориентированы на примитивизм, иронический контекст, пародийность, дадаистсткий принцип сочетания несвязных элементов.
Деятельность группы прекратилась в 1922 г., когда Х. Арп уехал в Париж вслед за отправившимся туда М. Эрнстом в 1920 г.
Расцвет и падение дадаизма в Париже
Дадаизм в Цюрихе был принят и продолжен в Париже, где движение и достигло своего полного расцвета. Сотрудничество Т. Тцара в Цюрихе с французскими издателями, его переписки с писателями-авангардистами способствовали распространению дадаизма в мире. В 1919 г. Т. Тцара переехал с Цюриха в Париж. Его творчество вызывало большое впечатление у молодых французских поэтов и художников – Андре Бретона, Луи Арагона, Филиппа Супо, Поля Элюара, Рене Хильзума и др., – которые подхватили его дадаистские идеи.
В отличие от Германии, во французском дадаизме ключевая роль принадлежала не художникам, а литераторам авангардистской направленности. Т. Тцара сотрудничал с основателями издания «Литература» А. Бретоном, Л. Арагоном и Ф. Суппо, продолжая активную пропаганду движения дада в Париже. Дадаизм был также представлен в парижских журналах – Ф. Пикабиа «391», Т. Тцара «Бюллетень Дада» и «Дадафон», П. Элюара «Проверб», П. Дерме «Z», книгах Ф. Супо, П. Элюара, Л. Арагона, Т. Тцара, Ф. Пикабиа, которые стали классикой французского дадаизма.
В Париже громкая бунтарская деятельность дадаистов под лозунгом «чем агрессивнее провокации, тем успешнее мероприятие» ознаменовалась огромным успехом. Стремительно возрос интерес к движению – таким образом оно себя утверждало. Особенно громкой оказалась парижская «манифестация Дада» в марте 1920 г. Конфликт между Т. Тцара и А. Бретоном в июле 1923 г. оказался решающим для их сотрудничества и для движения в целом. Дадаизм распался. Памфлет «Бородатое сердце» (1921 г) и инсценировка драматической пьесы Т. Тцара «Газовое сердце» (1923 г.) оказались последними в творческой деятельности дадаистов.
В Веймаре, Вене и Ганновере Т. Тцара произнес поминальную речь дада, в которой заявил: «… Дада – это состояние духа. Именно поэтому он изменяется в зависимости от расы и хода событий. Дада распространяется на все, однако он ничто…». В 1924 году Т. Тцара издал сборник «Семь манифестов Дада», который стал актом прощания с дадаизмом.
Впоследствии дадаистские идеи развились в новом направлении в искусстве, основанном бывшим дадаистом А. Бретоном, – сюрреализме. Исследовав богатую и загадочную историю дадаизма, французский писатель Мишель Сануйе пришел к выводу, что «сюрреализм – это французская форма Дада».
Дадаизм просуществовал в Париже короткое время (1919-1923 гг.), но ему удалось существенно проявить себя, внести значимый вклад в изменение социально-культурной сферы Парижа, создать условия для появления новых решительных направлений в искусстве.
Слово дадаизм произошло от французского dada, что в переводе означает –«деревянная лошадка». Слово выбрано наугад в случайно открытой странице словаря.