
Дастан это малый повествовательный жанр литературы и фольклора среднеазиатского и восточного народов, представляющий собой обработку эпических сказаний; героическая, романтическая или героико-романтическая поэма в восточной литературе.
Виды дастанов
По виду художественной речи различают стихотворный (поэтический), прозаический или смешанный (проза со стихами) дастаны. Поэтические дастаны написаны 7-8 сложным или 11-сложным стихом.
Пример дастана:
Кому победу, взлет, кому паденье
Сулит в грядущем времени стремленье?
Но бесконечность времени для нас
На сей земле дарит всего лишь час.
Кто знает, сколько битв, пиров в грядущем
Скрывается под куполом бегущим?
(отрывок из поэмы Хакима Фирдоуси «Шах-наме»)
Фольклорный дастан
Фольклорный дастан излагает народные героические сказания в поэтической форме и соотносится с жанром героического эпоса. Народно-поэтические дастаны слагали и исполняли средневековые среднеазиатские певцы-сказители, которые назывались ашугами, бахши. При исполнении дастана чтение текста чередовалось с музыкой дутара, домбры и других инструментов. Сказители, которые собирали и исполняли исключительно дастаны, назывались дастанчи.
Литературный дастан
Литературный дастан представляет собой обработку автором сказочного, героического или романтического эпоса и отождествляется с жанром героической поэмы.
Из-за близости содержания фольклорного и литературного дастанов, повествующих о гиперболизированных фантастических, приключенческих, любовных событиях и идеализированных героях, в произведениях жанра присутствуют как народные рассказы, так и сюжеты из литературы, в частности, из поэм Низами Гянджеви, Алишера Навои и др.
Дастаны в восточной литературе X-XV веков

Дастаны широко распространены в классической персидской, таджикской и тюркских литературах X-XV вв. и представлены поэмами персидских поэтов Хакима Фирдоуси («Шах-наме», или «Книга царей»; 976-1011 гг.), Фахраддин Гургани («Вис и Рамин», XI в.), Низами Гянджеви («Лейли и Меджнун», «Хосров и Ширин», «Искандер-наме»; ХІІ в.), индо-персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви («Девальрани Хизр-хан»; цикл из пяти поэм-дастанов «Хамса», 1298-1301 гг.), монголо-татарского поэта Кутба («Хосров и Ширин», 1341 г.), узбекского поэта Хафиза Хорезми («Мухаббат-нама», 1353 г.), татарского поэта Саифа Сараи («Гулистан бит-тюрки», 1391 г.), тюркского поэта Алишера Навои (цикл из пяти поэм-дастанов «Пятерица», 1483-1485 гг.), персидского поэта Джами (цикл из семи поэм-дастанов «Семь корон», 1480-1487 гг.) и др.
Развитие жанра дастана в XVI-XІХ веках
Жанр дастана оказал большое влияние на героический и романтический эпос восточной литературы XVI-XVIII вв., к которой относятся известные народные дастаны «Кёроглу», «Ашуг-Гариб», «Асли и Керем» и т. д.
В ХІХ веке поэмы-дастаны присутсвуют в творчестве татарского поэта Бахави («Буз егет»), узбекской поэтессы Увайси («Кербела-наме»), туркменского поэта Молланепеса («Зохре и Тахир») и др.
Дастаны создаются в современной персидской литературе в виде рассказа или повести.
Слово дастан произошло от персидского дестан, что в переводе означает рассказ.