Декламация

Декламация это произнесение художественных произведений вслух. В античности так называлось произнесение главным образом парадных речей (особенно учебных), в новое время — стихов. Декламация стихов существенно отличается от декламации прозы: она

  1. подчеркивает выделенность упорядоченной, выровненной стихотворной речи на фоне неупорядоченной внестиховой (см. Поэзия и проза)
  2. стушевывает частную выделенность отдельных мест на фоне общей выделенности стиха.

Так, в русском языке при переходе от прозы к стиху происходит общее повышение тона, как в эмфазе; изменяются тембровые оттенки, смягчаются звуковысотные контрасты; разница в силе между ударными и безударными гласными увеличивается, а между сильно-ударными и слабо-ударными — сглаживается; концы стиховых периодов (полустиший, стихов, полустроф, строф) отмечаются регулярными паузами пропорциональной длительности; середины этих периодов отмечаются повышением голоса (антикаденцией), концы — понижением (каденцией); усиливается общий тип «перечислительной» интонации, как бы объединяющей строки (см. Интонация поэтическая). Подчеркивание этих особенностей (в различных сочетаниях) в русской традиции характерно для чтения поэтов (подающих стихи, «как песню»), стушевывание — для чтения актеров (подающих стихи, «как прозу»); преобладание той или иной тенденции определяется материалом (см. Напевный стих, Говорной стих) и поддерживается школой. Отклонения от этих особенностей обычно семантизированы, то есть. служат для выделения мест текста, представляющихся декламатору важными по смыслу.

Поэтому декламация является интерпретацией текста, то есть выделением одного из многих потенциальных его осмыслений; поэтому декламация искусных чтецов, а тем более — самих поэтов может быть для литературоведения важным материалом. В частности, установлено, что одни поэты, сочиняя стихи, ощущают их произносимыми (А.Белый), другие — нет (А.А.Блок), и декламация первых включает многие элементы, важные для авторского замысла, но не поддавшиеся выражению в письменном тексте. Некоторые поэты пытаются выразить желаемые декламационные особенности расположением строк и другими графическими приемами (Белый); но толкование таких приемов требует осторожности — например, «отрывистая» разбивка строк «Необычайного приключения…» (1920) В.В.Маяковского нимало не соответствует «плавной» авторской декламация этого стихотворения. Предметом филологического внимания декламация стала в начале 20 века, когда в ней искали ключ к таким проблемам стиховедения, шкметр и ритм (Э.Зиверс, Ф.Заран, П.Верье и др.); к декламации восходят основные понятия такой области, как мелодика стиха.

Слово декламация произошло от латинского declamatio.

Путь к осознанности
Adblock
detector