Диалогическая и монологическая речь это основные типы речевой коммуникации. Субъективно окрашенные и характеризующие ее носителей диалогическая и монологическая речь становятся организующим началом многих словесных текстов, и в частности произведений художественной литературы, где они выступают в качестве предмета изображения. Прямо или косвенно включенная в коммуникативные процессы и их осуществляющая речь как таковая всегда отмечена диалогичностью в широком смысле. Вместе с тем в зависимости от характера выполнения речевой деятельностью коммуникативных функций в ее составе традиционно выделяются высказывания диалогические и монологические, или диалоги и монологи.
Диалогическая речь — это взаимное (чаще всего двустороннее) общение, при котором активность и пассивность переходят от одних участников коммуникации к другим, главное же — высказывания стимулируются предшествующими, выступая в качестве реакций на них. Для диалогической речи наиболее благоприятны неофициальность и непубличность контакта, его устный и непринужденно-разговорный характер, атмосфера нравственного равенства говорящих. Для неё характерно чередование кратких высказываний разных лиц (по Л.П.Якубинскому — реплицирование), хотя диалогические начала присутствуют и в речи одного лица, стимулируемой мимикой и жестами «собеседника». По-иному реализуются ритуальные, официальные, риторические диалоги, которым присущи нормированность, заданность и традиционность. Существовали весьма специфические формы речевого общения (застольные беседы), а также «турниры речей» (риторические диалоги), оказавшие влияние на форму диспутов, сформировавших культуру дискуссий и споров. Диалогическая речь в полной мере обнаруживает свои возможности в виде разговора с глазу на глаз (Х.Г.Гадамер): собеседникам для взаимопонимания надо видеть друг друга. Однако бытует диалог и вне визуального контакта (переписка, телефонные разговоры, общение по Интернету). Диалогическую речь, состоящую из высказываний значительного количества людей, нередко называют полилогом.
Монологическая речь, не требуя чьего-либо безотлагательного ответа и протекая независимо от реакций воспринимающего (даже если последние активны), бытует, во-первых, в форме устной речи (вырастая из диалога или существуя независимо от него), во-вторых, в облике речи внутренней и, в третьих, как речь письменная. «Уединенные» монологи (нем. Selbstgesprach) осуществляют «авто-коммуникацию» (Ю.М.Лотман) и нередко выступают как общение воображаемое. Эта разновидность устной монологической речи широко применяется в драме, а иногда и в повествовательных произведениях («Ночь перед Рождеством», 1832, Н.В.Гоголя) как художественная условность. Автокоммуникация и общение воображаемое со временем обрели форму речи внутренней (см. Внутренний монолог), либо письменной (таковы интимные дневники). «Обращенная» монологическая речь осуществляет общение реальное, носитель речи здесь направленно воздействует на сознание тех, к кому адресуется, но двусторонний контакт говорящего и слушающих отсутствует или слабо выражен, их «роли» строго разграничены и остаются неизменными. К числу обращенной монологической речи относится также подавляющее большинство письменных текстов, в том числе литературно-художественные произведения в их предназначенности читателям. Адресация писателя читателям, всегда монологическая, может быть не только прямой (авторское повествование, авто-психологическая медитация в лирике), но и косвенной, опосредованной: поэты порой обращаются к реальным лицам (лирические послания); нередко в основу словесно-художественного текста ложится неавторская монологическая речь («Я убит подо Ржевом…», 1946, А.Т.Твардовского; повествование от персонифицированного рассказчика), ответственная роль в эпических и драматических произведениях принадлежит также речи персонажей (изображенная речь).
В диалогической и монологической речи значимы интонации, которые в письменно закрепленных высказываниях присутствуют опосредованно (в их синтаксических конструкциях). Адресация речи к слуху воспринимающего важна для художественной литературы. В художественном произведении речи персонажей, повествователей, лирических героев нередко сопутствует информативно значимое молчание, которое способно передать глубину переживаний (Татьяна при первом объяснении с Онегиным, Онегин, слушающий Татьяну в восьмой главе); запечатлеть психологически предельно-напряженные ситуации (драмы М.Метерлинка), обозначить тотальное одиночество (пьесы С.Беккета, Г.Пинтера). Речь, готовая перейти в тишину размышления, составляет важнейшую предметную сферу драм А.П.Чехова. В театре, обогащенном опытом К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, «подтекст» и «зоны молчания» (будто слушание одним из героев другого либо прямые паузы в ведении речи) весьма существенны. И, наконец, фигура умолчания представляет собой художественный прием авторского недоговаривания, построенный на игре с читателем или рассчитанный на чтение «между строю). Мотив умолчания вслед за Пушкиным широко используется в «Поэме без героя» (1940-62) А.Ахматовой. Диалогической и монологической речи — главное художественное средство воссоздания поступков людей и их духовного общения, сопряженных с процессами мышления в их эмоционально-волевой окрашенности. Диалогическая и монологическая речь составляют важнейший предмет изображения во всех родах литературы. Диалогичны или монологичны высказывания персонажей эпических и драматических произведений; речь повествователей-рассказчиков и лирических героев преимущественно монологична. Литературно-художественные текст—своего рода нервущаяся линия диалогической и монологическая речи (хотя расположение высказываний в тексте не всегда соответствует последовательности их «протекания» в изображаемом времени).
На исторически ранних этапах в словесном искусстве монологическая риторика и декламационность преобладали над диалогической разговорностью; в эпических жанрах голоса героев звучали в унисон повествовательной речи, что ныне составляет впечатление их немоты. Диалогическая речь давала о себе знать главным образом в неканонических, смеховых жанрах (фамильярно-площадной обмен репликами как перебранка или состязание в остроумии). Эта традиция творчески унаследована У.Шекспиром: контакт героев здесь осуществляется интеллектуально-насыщенной и образно-богатой речью, где патетика сочетается с непринужденно-диалогической разговорностью. Однако монологическая риторика доминировала в ведущих литературных жанрах (особенно драматических) вплоть до эпохи романтизма. В литературе 1920 веков Диалогическая речь используется более много планово и широко, чем ранее, что связано с обращением писателей к частной жизни людей и тщательной разработкой социальных и индивидуальных речевых характеристик.
В современной науке присущее речевой деятельности диалогическое начало нередко понимается как ее важнейшее универсальное свойство, ибо в высказываниях неизменно наличествует ожидание (стимулирование) чьего-то ответа на них, а также отклик на предыдущий речевой опыт. В этой связи диалогическая и монологическая речь в литературе соотносимы с диалогичностью и монологичностью сознания героев (см. Полифония) и самих писателей, соответственно — с особенностями идейно-художественных концепций как таковых. Диалогическое сознание ориентировано на широкие межличностные контакты и обогащение чужим опытом, оно, по мысли М.М.Бахтина, наиболее благоприятно для современной в широком смысле художественной деятельности (в том числе воспринимающей) и полнее раскрывается во внутренней диалогичности монологов повествователей и героев романов, нежели в диалогах как таковых, которые преобладают в драме. Монологическое сознание, проявляясь в сфере межличностного общения, напротив, сопряжено с духовной изолированностью человека, убежденного в своей интеллектуальной непогрешимости и склонного подменять живое двустороннее общение собственными высказываниями, понимаемыми в качестве единственно истинных; адекватная речевая форма такого сознания—отмеченный риторичностью монолог (хотя сущностно монологическими бывают и реплики диалога).