
Диатриба это кинический жанр античной литературы, как правило – небольшая морально-философская проповедь, которая характеризуется простотой и остроумием, образным и оживлённым изложением идей кинизма и рассчитана на уровень восприятия народных масс.
Признаки жанра
Диатриба представлена в античной литературе философским монологом, который включает элементы диалога с воображаемым собеседником. Традиционные признаки жанра:
- свобода слова, что позволяет применение иронии и острой критики;
- неограниченная тематика;
- вольный выбор композиции;
- использование риторических приёмов;
Жанр диатрибы чаще всего воплощался в сатире, что обусловлено обличительным характером кинического диалога.
Происхождение

Диатриба связана с устной диалогической традицией, основанной великим древнегреческим философом Сократом (русский литературный исследователь М. М. Бахтин называл диатрибу одним из продуктов «распада» сократического диалога) и подхваченной яркими представителями «кинизма» – значительной сократовской философской школы IV в. до н. э. – Антисфеном Афинским, Диогеном Синопским и др.
В отличие от сократического метода, диалог в диатрибе приобретает явно риторическую окраску: разговор развивается как диспут с воображаемым оппонентом, что служит поводом для выражения кинических взглядов на проблемы жизни и смерти, богатства и бедности, религии и добродетели и т. п.
Киники как представители жанра
Киники изучали этические проблемы и их влияние на общество, отрицая теории познания и развития социума. Кинические философы выражали настроения демократических классов рабовладельческого общества. Основой счастья и благодати мудрецы считали:
- пренебрежение общественными нормами;
- отказ от богатства, славы, удовольствия;
- достижение независимости от условностей общественной жизни и внутренней свободы личности;
Киническая философия вошла в основу современного понятия «цинизм».
Бион Борисфенит как основатель жанра

Основателем жанра диатрибы считается Бион Борисфенит (325-250 до н. э.) – древнегреческий писатель, философ-киник, который предпочитал практическую этику, обладающую поучительной, воспитательной силой, провозглашал внутреннюю свободу человека как высшую ценность. Жанр назван по сочинению Биона Борисфенита «Диатрибы».
Бион Борисфенит в кинических диатрибах высмеивал глупость людей, отвергал религию и восхвалял философию. Писатель использовал шуточные неологизмы, фольклорные мотивы, бранную лексику, вводил просторечия и часто пародировал произведения классических литературных жанров. Произведения Биона Борисфенита, за исключением отдельных фрагментов, не сохранились. До нашего времени дошли некоторые философские тезисы мудреца в виде изречений. Например: «Не скупой владеет богатством, а богатство – скупым».
Развитие жанра диатрибы продолжили кинические философы и писатели Телес Мегарский и Менипп Гадарский, создатель другого кинического жанра «мениппова сатира».
Телес Мегарский
Телес Мегарский (ІІІ в. до н. э.) в своих работах, которые сохранились в нескольких отрывках, излагал положения кинической философии. Мудрец раскрывал темы самодостаточности, изгнания, богатства и бедности, свободы действия и др. Философ также упоминал политические события, которые дают представление об эллинистическом мире.
Менипп Гадарский

Менипп Гадарский (310-255 гг. до н. э.) имел прозвище «серьёзно-смешной», т. к. владел способностью умело сочетать фольклорные мотивы с философскими суждениями, говорить о серьезных вещах непринужденно и с юмором. Сатира Мениппа, на основе которой образовался другой кинический жанр античной литературы «мениппова сатира», характеризуется шуточной формой, но при этом серьезным содержанием. Писатель вводил фантастические события (напр., полёт на небо), с помощью которых высмеивал своих идеологических противников и их философские школы.
«Диатриба» и «мениппова сатира»
Жанр диатрибы, наряду с менипповой сатирой, разрушает все возможные классические нормы, достигает органичного выражения кинического мировоззрения, в рамках которого критически переосмысляются традиционные культурные ценности.
Развитие диатрибы в литературе Древнего Рима
Вместе с идеями кинической философии диатриба была заимствована римскими стоиками, а также близкими к стоицизму писателями и поэтами-сатириками (Варрон, Луцилий, Гораций, Ювенал, Персий, Сенека, Мусоний Руф, Эпиктет, Дион Хрисостом и др.).
Варрон (ІІ–І вв. до н. э.) выразил кинические убеждения о добродетели и правильном образе жизни в форме философских диалогов в 76-ти книгах под общим названием «Логисторики», содержащих преимущественно этические рассуждения с историческими и мифологическими примерами.
Сенека (І в. до н. э.) писал нравоучительные философские дискурсы о гневе, досуге, душевном спокойствии, счастливой жизни, благодеяниях и пр.
Форму диалога принимали сочинения создателя римской сатиры Луцилия (ІІ в до н. э.). В диатрибах философ повествовал о своей жизни, затрагивал человеческие пороки, которые подвергались высмеиванию. Сатирическую традицию Луцилия продолжили его последователи: Гораций, Ювенал, Персий.
Диатрибы Горация (І в до н. э.) определялись как сатирические произведения моралистического или инвективного характера, написанные в форме разговора оратора с конкретными лицами или беседы разных людей. Сатиры философа получили название «Беседы».
Признаки жанра диатрибы имеет ранняя сатира Персия (І в.). В разговоре с анонимным собеседником автор иронически критикует литературные направления, преобладающие в тогдашнем Риме. В сатирах Персий осуждает лицемерие, несправедливость, порицает разгульный образ жизни, слабость характера, прославляет философию.
Ювенал (І–ІІ вв.) выступал обличителем пороков общества, поднимая в сатирах темы бедности, благородства, происхождения, брака, воспитания детей.
Философия Музония Руфа (I в.) уделяет основное внимание этике, целью которой провозглашается добродетель.
Эпиктет (І–ІІ вв.) применял жанр диатрибы в создании учений «Беседы» и «Руководство», известных религиозно-этическими поучениями.
Жанром диатрибы увлекался Дион Хрисостом (I–II вв.). Дискурсы философа в форме монолога, включающего элементы диалога с мнимым собеседником, посвящены восхвалению природы и добродетели в духе кинической философии. Диатрибы Диона Хрисостома содержат общефилософские рассуждения, наполненные биографическими моментами. Сохранилось близко 80-ти сочинений автора, в основе которых – социально-политические вопросы, этические проблемы, идеологические дискуссии.
Современное значение
В силу нравоучительного содержания и теологической направленности античные диатрибы служили литературной основой в формировании христианской проповеди. В современном языковом обиходе термин «диатриба» используется для обозначения устной речи, состоящей из резкой критики; в широком понимании – обличительный стиль речи.
Слово диатриба произошло от греческого diatribe, что в переводе означает разговор, речь, философская беседа, поучение.