
Дифирамб это жанр греческой хоровой лирики, близкий к оде и гимну; торжественная песня, посвященная богу Дионису.
Дифирамб как бог
Термин «дифирамб» первоначально использовался как эпитет бога. Платон (V-IV вв. до н. э.) в произведении «Законы», рассуждая о видах музыки, упоминает «рождение Диониса, названное «дифирамбом». В «Вакханках» Эврипида Зевс, обращаясь к Дионису, называет его Дифирамбом.
Дифирамб как песня
Первоначально дифирамб предназначен Дионису – богу вина и плодородия, – которого афиняны называли «вдохновителем вакхических плясок, владыкой увенчанных хороводов». Дифирамб сопровождался ритуальным танцем под музыкальный аккомпанемент, имел признаки диалогического рассказа, что, в частности, привело к появлению драматургии как литературного рода. Жанр приобрел литературную завершенность в VII в. до н. э. стараниями Ариона с о. Лесбос. В дальнейшем содержание дифирамбов расширилось, песни начали исполнять в честь других богов и героев.
Происхождение
Дифирамбы исполнялись хорами на греческом острове Дилосе, но в большей степени сохранились афинские литературные фрагменты образцов жанра. В Афинах дифирамбы исполнялись греческим циклическим хором, который состоял из пятидесяти мужчин или мальчиков во главе с корифеем. Певцы, переодетые в сатиры (в греч. мифологии – козлоподобные существа), исполняли песни под аккомпанемент духовного инструмента авлоса, танцуя по кругу. Хор воспевал эпизоды, связанные с Дионисом, и отмечал празднества вина и плодородия.
Критерии дифирамба
Древние греки изложили критерии дифирамба следующим образом:
- особый ритм;
- аккомпанемент авлоса во фригийском режиме;
- обогащение текста;
- повествовательное содержание;
- первоначально астрофический характер.
В Древней Греции также проводились состязания дифирамбических хоров, которые были частью фестивалей Диониса, таких, как Дионисия и Леная. Победитель получал статую, которая возводилась за его счет, – как общественный памятник в ознаменование победы. Однако большинство поэтов остаются неизвестными.
Представители дифирамба

Первое упоминание о дифирамбе встречается во фрагменте древнегреческого поэта Архилоха (VII в. до н. э.): «Я знаю, как вести честную песню бога Диониса – дифирамб, – когда мои мысли сливаются с вином».
Дифирамб как литературная композиция для хора также имеет греческое происхождение, поскольку Геродот говорил об Арионе (VII-VI в. до н. э.) с о. Лесбос как о «первом человеке, который изобрел, назвал и исполнил дифирамб в Коринфе». Арион из Метимны считается основателем жанра дифирамба в поэзии.
Знаменитые авторы дифирамбов – греческие поэты VI-V вв. до н. э.: Симонид Кеосский, который получил 56 побед в дифирамбических соревнованиях, Вакхилид и Пиндар.
Развитие дифирамба
В VI веке до н. э. сменился характер дифирамба: на первом месте оказалась музыка, которую исполнял один «актер» под аккомпанемент китары, содержание пополнилось сюжетами с других мифов, а также сюжетами на историческую тематику, напр., сохранился дифирамб Тимофея Милетского (V-IV вв. до н. э.) о битве при Саламине (480 г. до н. э.). Позднейшие образцы жанра предназначались также греческому народу.
Пример дифирамба
Блещущие жиром,
Увенчанные фиалками,
Звенящие в песнях,
Славные Афины –
Оплот Эллады, город под сенью божества…
(Пиндар; «Второй дифирамб афинянам»)
Дифирамб и греческая трагедия
Согласно Аристотелю греческая трагедия (греч. «песнь козла») возникла с дифирамба. Яркий пример дифирамба как прото-трагедии представляет собой дифирамб Вакхилида, хотя гимны составлены после того, как трагедия уже развилась. Дифирамб Вакхилида – диалог между одиноким певцом и хором. Это свидетельствует о том, что трагедия зарождалась, прежде чем Эсхил ввел в хор второго актера.
В конце V в. до н. э. дифирамб «стал излюбленным средством музыкальных экспериментов поэтов «новой музыки». В это движение вошли поэты Тимофей Милетский, Синезий, Меланиппид и Филоксен из Китеры. К IV веку до н. э. жанр претерпел упадок, хотя дифирамбические соревнования проводились до II в. до н. э.
Дифирамб в новой поэзии
В новой европейской поэзии в противовес другим жанрам панегирической типологии (ода, гимн) дифирамб не распространился, за исключением подражаний знаменитых немецких авторов Ф. Шиллера («Дифирамб»; 1796), Ф. В. Ницше («Дионисовские дифирамбы»; 1888).
С XIX в. дифирамбы также появляются в классической музыке (Ф. Шуберт, И. Ф. Рейхардт, В. Тауберт и др.).
В русской поэзии дифирамбу присущ частный характер (напр., сатирический «Дифирамб Пегасу» А. П. Сумарокова, анакреонтический дифирамб-тост А. А. Дельвига «Други, пусть года несутся…»).
Современное значение
До нашего времени сохранилась только малая часть античного дифирамбического наследия в виде отдельных фрагментов песен.
В современной языковой практике термин «дифирамб» используется в переносном значении – «преувеличенная похвала». Выражение «петь дифирамбы», которое означает «чрезмерно восхвалять, восторгаться», часто употребляется в ироническом контексте.
Слово дифирамб произошло от греческого dithyrambos.