
Дилогия это два самостоятельных законченных произведения одного автора, объединённые общими персонажами, идейным замыслом, композицией или сюжетом; две обособленные части одного художественного повествования.
Происхождение
Истоки дилогии лежат у античного драматического искусства. Понятие дилогии происходит от названия драмы на два акта в древнегреческом театре.
Термин «дилогия» произошло от греческого слова dilogia («повтор сказанного»), образованного от dilogeo, что в переводе означает «дважды говорить, повторять».
Дилогия в литературе
Дилогия в литературе встречается относительно редко. Двухчастный тип построения сюжета предполагает сжатую форму изложения авторского рассказа по сравнению с более расширенными циклами произведений (трилогия, тетралогия). Однако, в пределах двух частей сохраняется большая целостность сюжета произведения, чем, например, в трилогии.

Одна из наиболее ранних литературных дилогий – циклические поэмы, приписываемые великому древнегреческому поэту-сказителю Гомеру (VIII в. до н. э.): «Илиада» и «Одиссея». Последняя, написанная позже, присоединяется сюжетно, хотя и не представляет собой непосредственное продолжение «Илиады».
Части дилогии характеризуются общей сюжетно-композиционной линией, одними и теми же персонажами, временем или местом действия, но в то же время выступают самостоятельными законченными произведениями. Дилогия также допускает в рамках одного повествования наличие нескольких сюжетов, но при этом вторая книга должна логически завершать первую. В этом отношении яркий пример представляет собой дилогия советского писателя Василия Семёновича Гроссмана, в которую вошли романы «За правое дело» (1952) и «Жизнь и судьба» (1959), написанные в духе разных социально-политических идеологий.
Как правило, части дилогии издаются отдельно, при чем вторая часть –продолжение первой.
Примеры дилогии в литературе:
-
Иоганн Вольфганг фон Гёте: Годы учения Вильгельма Мейстера Дилогия немецкого философа И. В. Гёте о похождениях талантливого юноши Вильгельма Мейстера, который испытывает пристрастие к театральному искусству: романы «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795) и «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1821).
- Дилогия английского писателя Льюиса Кэрролла о приключениях девочки Алисы: «Приключения Алисы в Стране чудес» (1865) и «Алиса в Зазеркалье» (1871), что представляет собой сюжетное продолжение первого произведения. Во второй части дилогии автор сменил место действия, создав для персонажей окружение, отличающееся от страны чудес.
- Дилогия о похождениях авантюриста, «великого комбинатора» Остапа Бендера, включающая романы советских писателей-соавторов Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой телёнок» (1931).
- Дилогия советского писателя Л. В. Соловьёва о странствиях народного мудреца, защитника обездоленных, жившего в XIII веке, Ходжи Насреддина. Произведение состоит из двух книг – «Возмутитель спокойствия» (1940) и «Очарованный принц» (1954). Дилогия опубликована в 1958 году в одной книге под названием «Повесть о Ходже Насреддине».
- Дилогия английской писательницы Мэри Рено «Тесей», в которой излагаются события из жизни героя древнегреческой мифологии, афинского царя Тесея (X-IX вв. до н. э.) с привлечением знаний об эгейской цивилизации. В дилогию вошли исторические романы «Царь должен умереть» (1958) и «Бык из моря» (1962).
Дилогия в драматургии
Дилогия в драматургии соответствует первичному значению этого понятия «двухактная пьеса». Однако, дилогия в драме не получила широкого развития.
Яркий пример дилогии представляет собой пьеса норвежского драматурга Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» (1873), которая состоит из двух частей, дополняющих друг друга, – «Отступничество цезаря» и «Кесарь Юлиан». Главное действующее лицо Юлиан Отступник (римский император; 361-363 гг.), художественное воспроизведение исторического времени, разрешение вопросов устройства мира, государства, веры, идеала объединяют две части драмы. В дилогии Г. Ибсен утверждает дальнейшее единство плотского и духовного начал в человеке.
Дилогия в музыке
Знаменитая оперная дилогия французского композитора Гектора Берлиоза «Троянцы» («Взятие Трои», «Троянцы в Карфагене»; 1856-1858). Либретто к опере композитор написал по мотивам эпического произведения древнеримского поэта Вергилия «Энеида» (І в. до н. э.). Дилогия состоит из двух логически взаимосвязанных частей: «Падение Трои» (в 3-х актах) и «Троянцы в Карфагене» (в 5-ти актах). Главное действующее лицо дилогии – легендарный троянский герой Эней.
Музыкальная дилогия Г. Берлиоза «Троянцы» – масштабная опера, которая основывается на героическом эпосе Гомера и Вергилия.
Дилогия в кино
Дилогия часто встречается в кинематографе, представляя собой сочетание двух фильмов, второй из которых продолжение, или сиквел, первого, например:
- дилогия российского режиссёра Тимура Бекмамбетова, состоящая из фильма «Ночной дозор» (2004) и его продолжения «Дневной дозор» (2005);
- кинодилогия «Убить Билла» американского режиссёра Квентина Тарантино. Первая часть дилогии – «Убить Билла. Фильм 1» (2003), вторая – «Убить Билла. Фильм 2» (2004).
В киноискусстве дилогия также создается разными режиссёрами, например: научно-фантастический фильм «Трон» (1982) Стивена Спилберга и «Трон: Наследие» (2010) Джозефа Косински; «Ирония судьбы, или с Лёгким паром!» (1975) Эльдара Рязанова и «Ирония судьбы. Продолжение» (2007) Тимура Бекмамбетова.
Трилогия, тетралогия
Наряду с понятием дилогии в искусстве также встречаются трилогия, тетралогия, которые, как и дилогия, восходят к античному театру. Трилогия – три произведения, написанные одним автором, которые связаны между собой одной идеей или сюжетом. Тетралогия состоит из четырех произведений.
В ином значении «дилогия» используется как синоним двусмысленности. В широком понимании – неоднозначная или двусмысленная речь, дискурс.
Слово дилогия произошло от греческого di – дважды и logos – слово.