Диподия

А. М. Кубарев
Диподия
Диподия

Диподия это сочетание в стихе двух стоп, одна из которых содержит более сильное ритмическое ударение; стих, который состоит из двустопных метров.

Диподия в античном стихосложении

В античной метрике двойными стопами, или диподиями, измеряли стихи, написанные ямбом или хореем. В зависимости от количества стоп в стихе различали:

  • монометр (греч. monometron – одномерный) – двустопный стих с одной диподией ямба или хорея;
  • диметр (греч. dimetron – двухмерый) – четырёхстопный стих с двумя диподиями ямба или хорея;
  • триметр (греч. trimetron – трёхмерный) – шестистопный стих с тремя диподиями ямба или хорея;
  • тетраметр (греч. tetrametron – четырехмерный) – восьмистопный стих с четырьмя диподиями ямба или хорея.

Дактилические диподии определялись киклическими, или круговыми, дактилями. За шестистопным дактилем закрепилось название «гекзаметр».

Диподия в русской поэзии

Стихи с ямбическими или хореическими диподиями, характерными античной поэзии, предусматривают наличие ударения в каждом двусложии, что по мнению стиховедов не соответствует характеру русского языка с его многосложными словами, а также замедляет ритм и утяжеляет звучание стиха. Ямбическим диметром написана ода Г. Р. Державина «На смерть князя Мещерского» (1779 г.), в котором содержится две диподии.

Пример ямбической диподии:

Как в море льются быстры воды,
Так в вечность льются дни и годы.

(Г. Р. Державин)

Диподия в русском стиховедении

А. М. Кубарев
А. М. Кубарев

В ХІХ в. русский филолог-палеолог А. М. Кубарев предложил ввести в русское стиховедение вместо двусложной ямбическо-хореической системы четырёхсложные стопы. Эту стихотворную теорию в последующем поддержал писатель Андрей Белый, который отстаивал диподию, или двустопие, как основной размер в ямбах и хореях. Исследователь считал, что ямб и хорей основаны не на двухсложной стопе, а на четырёхсложной с одним ударением.

Такое строение диподии восходит к античной стопе «пеон», состоящей из трёх безударных (кратких) и одного ударного (долгого) слогов. Приём одноударной диподии часто использовали великие русские поэты – М. Ю. Лермонтов («Демон», 1842 г.), В. Я. Брюсов («Буря с берега», 1918 г.), А. С. Пушкин («Зимнее утро», 1829 г.), который славился особым пристрастием к употреблению двустопий, и др.

Пример одноударной диподии:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами…
(А. С. Пушкин)

Диподические ритмы стиха

Диподия является значимым поэтическим понятием, поскольку ее характером определяется ритм стиха. В зависимости от места расположения сильного ударения в двустопии существуют стихотворные ритмы:

  • хореический нисходящий ритм – сильное ударение стоит на первой стопе, входящей в диподию;
  • ямбический восходящий ритм – сильное ударение стоит на второй стопе, которая входит в диподию. Этот диподический ритм свойственный для русской поэзии.

Диподия как приём подходит русской поэтической речи, поскольку образует широкое динамичное звучание стиха, его ритмическое единство, силу и тон.

Слово диподия произошло от греческого dipodia, что в переводе означает двустопие (di – двойной, podos – стопа).

Путь к осознанности
Adblock
detector