Донжуанизм

Донжуанизм это означает – эротическое в литературе, соблазнение и обладание женщиной как цель жизни героя. Дон Жуан — один из вечных образов мировой литературы, одержимый жаждой чувственных наслаждений в постоянной «охоте» за женщиной. Тема донжуанизма восходит к античной и средневековой литературе, однако только в драме испанского драматурга Тирсо де Молины «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630) был впервые выведен герой дон Хуан, стремящийся исключительно к наслаждению и насмехающийся над любовью. Прототипом Дон Жуана считается севильский дворянин дон Хуан де Тенорио, живший в 14 веке, прославившийся многочисленными любовными похождениями и убивший на поединке командора дона Гонзаго (жестокость гедонизма Дон Жуана легла позднее в основу романов маркиза де Сада). Обольщаемые Дон Жуаном женщины либо поддаются эротическому влечению, либо становятся жертвами честолюбивого стремления, вступив в брак, подняться по общественной лестнице. Драма Тирсо де Молины вызвала в Италии ряд подражаний, в частности, в «комедии дель арте». Искателем идеала вечной молодости и женственности, ведущим изощренную любовную игру, становится герой комедии Ж.Б.Мольера «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665), которого критика и зрители воспринимают как безбожного развратника-аристократа, сочетание рыцарственности и порока ибо тысячи побед над жещинами создают образ пылкого завоевателя не столько женских сердец, сколько их тел. Наибольшую известность Дон Жуан снискал благодаря опере В.А.Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный распутник» (1787, либретто Л.Да Понте).

В эпоху романтизма Дон Жуан из развратника, заслуживающего осуждение, превращается в привлекательного молодого человека, одержимого сердечными страстями (новелла Э.Т.А.Гофмана «Дон Жуан», 1813; поэма Дж.Байрона «Дон Жуан», 1818-23). Среди многочисленных явлений донжуанизма в литературе 19 века — драма Д.Граббе «Дон Жуан и Фауст» (1829), где Дон Жуан как воплощение абсолютной чувственности, порожденной духом музыки, и Фауст, символ разума и интеллектуализма, состязаются за любовь донны Анны и оба гибнут. В эссе о Дон Жуане и Фаусте датский философ С.Кьеркегор (книга «Или — или», 1843) отдает предпочтение силе чувственных желаний моцартовского Дон Жуана перед силой слова Фауста. К теме Дон Жуана и его покаяния обращались А.Мюссе (поэма «Намуна», 1832), П.Мериме (новелла «Души чистилища», 1834), А.Дюмаотец (драма «Дон Жуан де Марана», 1836), Н.Ленау (поэма «Дон Жуан», 1844), Р.Браунинг (поэма «Фифина на ярмарке», 1872), Ж.А.Барбе д’Оревильи (рассказ «Прекраснейшая любовь Дон Жуана» в его сборнике «Дьявольские лики», 1874). Проповедью донжуанизма наполнен роман О.Уайлда «Портрет Дориана Грея» (1891). В литературе 20 века донжуанизм приобретает парадоксальный и философский характер. В комедии Б.Шоу «Человек и сверхчеловек» (1901-03) роль Дон Жуана по существу исполняет героиня, преследующая героя. В комедии М.Фриша «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» (1953) швейцарский Дон Жуан, преклоняющийся перед геометрией и бегущий от прекрасного пола, в конце концов терпит поражение перед вечноженственным началом.

В России одна из первых трактовок донжуанизма принадлежит А.С.Пушкину («Каменный гость», 1830), Дон Гуан которого, по замечанию А. А. Ахматовой, есть драматическое воплощение внутренней личности Пушкина» («Каменный гость» Пушкина», 1947). Для героя драматической поэмы А.К.Толстого «Дон Жуан» (1862) основа мироздания — любовь к женщине, и за его душу борются духи Света и Сатана. К донжуанизму обращались А.А.Блок (стихотворение «Шаги командора», 1912), Н.С.Гумилев (пародийногротескная пьеса «Дон Жуан в Египте», 1912), А.В.Амфитеатров (драма «Дон Жуан в Неаполе», 1912), Б.К.Зайцев (драма «Дон Жуан», 1919), М.И.Цветаева (цикл стихов «Дон Жуан», 1917), украинская писательница Леся Украинка (драма «Каменный хозяин», 1912). В новейшей литературе донжуанизм обычно трактуется в ироническом плане (С.Алёшин. Тогда в Севилье…, 1947).

Донжуанизм не обязательно связывается с именем Дон Жуана. К подобным героям относятся лорд Ловелас в романе С.Ричардсона «Кларисса» (1747-48), виконт де Вальмон в «Опасных связях» (1782) П.А.Ф.Шодерло де Лакло, Фоблас в романе Ш.Б.Луве де Кувре «Любовные похождения кавалера де Фобласа» (1787-90), многие персонажи Г.де Мопассана, М.П.Арцыбашева (художник Михайлов в романе «У последней черты», 1910-11), Анатолия Каменского (поручик Нагурский в рассказе «Четыре», 1907).

Путь к осознанности
Adblock
detector