Дришти представляет собой практику концентрации взгляда. Практика является дополнительной, но имеет довольно существенное значение для выполнения асан и виньяс.
В отличие от сознательной концентрации взгляда как делается в тратаке, когда йогин смотрит длительно и по возможности, не моргая на свечу или точку, дришти не предполагает такой высокой концентрации на чем-то внешнем и не требует столь существенного усилия.
У дришти немного иная цель. В основном эта техника помогает голове занять нужное положение при выполнении асаны, при этом йогин в итоге доводит положение взгляда до автоматизма, а сознание обращает внутрь себя, когда взгляд во вне просто легко фиксируется в нужном направлении.
Разновидности взгляда
На практике разработан ряд точек фиксации взгляда и направлений, куда следует его направлять.
Как правило, таких насчитывают около 9:
- кончик носа;
- межбровье;
- ладони или кисти;
- кончики пальцев руки;
- большие пальцы рук;
- пальцы ног или большой палец ноги;
- вверх;
- вправо;
- пупок;
- взгляд влево.
Исходя из положения тела выбирается оптимальный вариант, который соответствует лучшему выполнению асаны.
К примеру, многие знают как при выполнении скручиваний следует выполнять взгляд в сторону скручивания тела, которое таким образом еще сильнее закручивается. Если, например, выполняется «собака мордой вверх», то многие направляют взгляд тоже вверх и даже назад, но верное выполнение заключается во взгляде на нос, вдоль переносицы. Тогда шея перестает так чрезмерно напрягаться и поза становится верной, если остальные элементы выполнены верно.
Перечислять все варианты концентрации для каждой позы довольно затруднительно, так как даже основных асан довольно много. Тем не менее, следует знать о наличии верного взгляда для каждой.
Особенности выполнения дришти
Как сказано выше, для выполнения дришти не требуется именно фиксация взгляда на чем-то, к примеру, на кончиках пальцев. Речь идет по большей части о векторе взгляда, то есть его нужно просто направить куда-то.
«Цепляться» взглядом за поверхность, «впиваться» в объекты внешнего мира, фактуру, цвета, формы, тоже не следует, основная концентрация – в пределах самого тела, взгляд на самом деле обращен вовнутрь, а снаружи только легкое его присутствие, которое выражается расположении глаз в выбранном направлении.
Если неизвестно куда смотреть, универсальный ответ – кончик носа, именно туда возможно направлять взгляд в большинстве асан и голова займет верное положение или хотя бы не проявится чрезмерных искажений тела.
Глаза практически всегда остаются полуприкрытыми, так как подобное положение век способствует лучшей концентрации на внутренних процессах. При этом не следует полностью закрывать глаза, из-за этого может наступать сонливость и снижаться концентрация.
Дабы насытить практику дополнительным духовным смыслом, возможно добавить легкий оттенок эмоциональности. Смотрите взглядом полным любящей доброты, как бы улыбающимися глазами, которые благодарят мир, смотрят на все сострадательно и радостно.