Литературная традиция духовной русской поэзии начинается с переложения псалмов (Симеон Полоцкий. Псалтирь рифмованная, 1680). Все 150 псалмов Давида зазвучали в иной огласовке на книжном витиеватом языке.Дальнейшее развитие русской религиозной поэзии связано, однако, не с начинанием Симеона, язык которого был приближен к церковному, но с ориентированным на французскую и немецкую поэзию творчеством М.В.Ломоносова, переложившего псалмы 1, 14, 26, 34, 70, 103, 116, 143, 145 и создавшего «особую поэтику, ясно различимую от общелитературной, но так же ясно отличимую от церковного языка» (Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма). Псалмы перелагали многие отечественные поэты от Г.Р.Державина и Ф.Н.Глинки до поэтов нового и новейшего времени — Б.А.Садовской (псалом, 1944), С.С.Аверинцев (Шестопсалмие, 1989). В оригинальных духовных стихотворениях исстари ведущее место занимала тема восхваления Творца. Среди образцов такого рода произведений: «Утреннее размышление о Божием величестве» (1743) М.В.Ломоносова, ода Г.Р.Державина «Бог» (1784), «Коль славен наш Господь в Сионе» (1797) М.М.Хераскова, «Размышление по случаю грома» (1805) И.И.Дмитриева, поэма князя С.А.Ширинского-Шихматова «Песнь Сотворившему вся» (1817), «Искание Бога» (1830) Глинки, стихотворения В.К.Кюхельбекера, А.И.Полежаева, Н.В.Станкевича, Н.Ф.Щербины, A.К.Толстого, К.М.Фофанова, А.Н.Майкова, И.А.Бунина, М.И.Цветаевой.
Непосредственно к этому корпусу примыкают произведения, посвященные теме Христа как источника жизни: «Теснятся все к Тебе во храм» (1821) B.А.Жуковского, «Отцы пустынники и жены непорочны» (1836) А.С.Пушкина, «Молитва» (1839) И.И.Козлова, «О вещая душа моя!..» (1855) Ф.И.Тютчева, «Воскресение Лазаря» (1852) А.С.Хомякова, «Крещение» (1864) П.А.Вяземского, «Когда Божественный бежал людских речей…» (1874) А.А.Фета. Тема получает развитие в творчестве А.В.Кольцова, Я.П.Полонского, Л.А.Мея, А.Н.Апухтина, С.Я.Надсона, великого князя Константина Романова (К.Р.), И.Ф.Анненского, Вяч.Иванова, Н.С.Гумилева, И.И.Савина, Б.Л.Пастернака. Православная поэтическая сокровищница включает в себя и стихи Богородичного цикла: «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» (1837) М.Ю.Лермонтова, «Стою пред образом Мадонны» (1859) А.Н.Майкова, «К Сикстинской Мадонне» (1864) Фета, стихотворениями Вяч. Иванова, М. Цветаевой, П.С.Соловьевой. Протоиерей И.Слободской, сочинитель акафиста святителю Иоасафу Белгородскому, в 1917 написал венок сонетов «Я сплел Тебе венок, Святая Дева». Антропософский взгляд на образ Пречистой как Матери мира представлен в поэме М.А.Волошина «Святой Серафим» (1929). Чудотворным иконам Богородицы целиком посвящен сборник стихов И.И.Новгород-Северского «Чуцны лики Твои, Преблагая» (Париж, 1969).
В Духовной русской поэзии представлены также стихи, воспевающие деяния пророков, апостолов и подвижников, чтимых православной церковью, а также святые места и обители, где совершались их подвиги и чудеса: «Пророк» (1826) Пушкина, «Призвание Исайи» (1822) Глинки, «Савл на дороге в Дамаск» (1841) Жуковского, «Даниил» (1844) Н.М.Языкова, «Пляска» (1860) В.Г.Бенедиктова, «Пророк Иеремия» (1887) Д.С.Мережковского, «Андрей Рублев» (1916) Н.С.Гумилева, «Старец иеросхимонах Нектарий» (1937) Н.А.Павлович, «Причитание» («Господеви поклонитеся…», 1922) А. А. Ахматовой, «Патмос» (1966) архиепископа Иоанна (Шаховского). Духовная русская поэзия приемлет все стилистические приемы поэзии светской, использует разнообразные жанровые структуры, ритмический рисунок, мелодии и тональность, все богатство лексики. Благотворное воздействие духовных стихотворений отмечено многими классиками, например, высказывание Ф.М. Достоевского в «Дневнике писателя. 1873» (гл. V) о стихотворении Н.А.Некрасова «Влас» (1854). Традиция духовной русской поэзии в настоящее время возрождается.