Движение

«Движение» это группа английских поэтов и прозаиков: Элизабет Дженнингс, Кингсли Эмис, Доналд Дейви, Деннис Дж.Энрайт, Джон Уэйн, Роберт Конквест, Джон Холлоувей, Филипп Ларкин, Том Ганн (название группе дал в 1954 литературный редактор журнала «Спектейтер» Дж.Д.Скотт). Программные антологии — «Поэты 1950-х», составленная Энрайтом, «Новые строки» (1956) — Конквестом. Поэты «Движения» выступили против современного «культа» Дилана Томаса (1914-53), то есть против гипертрофии эмоциональности, стремления находить в реальности некий скрытый, тайный смысл, против предпочтения интуиции и поэтического озарения разуму. Дейви в книге «Чистота языка в английской поэзии» (1952), которая наряду с предисловием Конквеста к «Новым строкам» могла бы претендовать на роль манифеста группы, предлагал современникам свод неоклассицистских правил: апеллировал к здравому смыслу, разуму, обосновывал необходимость конкретности, возвращения «на землю». Эстетико-философские принципы «Движения» — антиромантическая направленность, ясность мысли, ирония, эрудиция, обстоятельность, объективизм, восстановление в правах «обыденного», поэтической формы и гармоничной связи между писателем и читателем.

Стихам поэтов «Движения», при всем различии их творческих индивидуальностей, присущи простота, рассудочность, интеллектуализм, склонность к снижению, 200 «вещности», порой при утрате непосредственности и лиризма. Наиболее характерный для «Движения» поэт — Холлоувей: его стихи формально совершенны, беспристрастно невозмутимы, апеллируют к разуму, экономны, логичны, почти документально описательны. Наиболее талантливый — Ларкин, который, полемизируя с Т.С.Элиотом, считал главным для поэта не продолжение традиций, а создание своего мира и призывал поэтов, проявив интерес к обычной жизни, обратиться к любому грамотному человеку. Великим английским поэтом 20 века участники «Движения» считали Т.Гарди, воплощавшего, на их взгляд, подлинно национальные качества — гуманность, ироническое приятие жизни, умеренность. Эстетика пульсировала между полюсами — «элитарности», «академизма» (Дейви) и среднего вкуса (Ларкин). В целом же поэты «Движения» писали для университетски образованного читателя. «Движение» исчерпало себя к концу 1950-х. Творчество Ларкина, Дженнингс, Ганна, Дейви, Энрайта, выдающихся послевоенных поэтов, вышло за рамки эстетики, но именно она определила направленность их творчества. Ее воздействие ощутимо и в прозе Эмиса. «Движение» оказало влияние и на английскую поэзию в целом, способствовав конкретизации смысла стиха, дисциплине мысли и образа, созданию ясной, логичной поэзии, приближению поэзии к жизни. Оно заставило поэтов разных эстетических ориентаций (Т.Хьюза, Ч.Томлинсона, В.Скэннела, Д.Силкина) особое внимание уделить мастерству формы, архитектонике стиха. Поэтика «Движения» оказала влияние на творчество более молодых поэтов — Энтони Твейта, Джорджа Макбета, стихи которых добавлены Конквестом во второй выпуск антологии «Новые строки». «Движение» содействовало подготовке поэтической революции 1960-х.

Слово «Движение» произошло от английского Movement.

Путь к осознанности
Adblock
detector