
Двустишие, дистих это греческая строфа, состоящая из 2-х стихов; две стихотворные строки со смежной рифмой.
Пример двустишия:
Так уносились мы мечтой
К началу жизни молодой
(А. С. Пушкин)
Происхождение
Двустишие возникло и распространилось в античной метрике. Ряд древнегреческих строф (алкманова, архилохова, гиппонактова и др.) представляет собой образование из двух стихов.
Строение двустишия
Двустишие является простейшей и кратчайшей строфической формой. Два стиха, объединенных строфой, могут быть:
- одного или разных стихотворных размеров;
- симметричными или неравными по длине строки;
- связанные парной рифмой или нерифмованные;
Нестрофическое двустишие – часть сложной стихотворной строфы, определяющаяся смежной рифмой.
Элегический дистих
В древнегреческой поэзии распространенным видом двустишия являлся элегический дистих, название которого связано с лирическим, философским характером произведений такой формы. Дистих использовался для написания элегий и представлял собой сочетание двух нерифмованных стихов, стихотворный размер первого из которых – гекзаметр, второго – пентаметр.
Пример элегического дистиха:
Небом желал бы я быть, звездным всевидящим небом,
Чтобы тебя созерцать всеми очами его.
(Платон; перевод А. Н. Майкова)
Двустишие в восточной поэзии

Особое развитие двустишие получило в тюркской и персидской поэзии. Арабская строфа из двух симметричных строк – бейт – представляет собой завершенную мысль и может выступать как отдельным стихом, так и составной частью других форм восточного эпоса и лирики (газели, месневи, касыды, рубаи и др.).
Пример бейта:
Вечно по саду слов я брожу, садовод.
Мне цветы мои холить велел небосвод.
(Низами Гянджеви)
Двустишие в индийской литературе
Двустишие представляет собой древнеиндийская санскритская строфа шлока, которой написаны выдающиеся произведения индийского эпоса: «Махабхарата», «Бхагавата-пурана», «Брахма-самхита», «Нараяниям» и др. Шлока, содержащая в себе 32 слога, – симметричная по ритмическому строению строфа.
Дистих в европейской поэзии
Античная традиция двустишия была продолжена поэтами раннего Средневековья и эпохи Возрождения. Строфическая форма дистиха также усвоилась в силлабо-тоническом стихосложении неоклассицизма как подражание древнему миру. Известны «Ксении» – собрание рифмованных эпиграмм в немецких элегических дистихах Гёте и Шиллера. Особое влияние на европейскую литературу оказали французские стихотворные размеры, основанные на двустишии, – восьмисложный стих, александрийский стих и т. д.
В русской поэзии XVIII века двустишие было основной формой лиро-эпических жанров. Дистихами писали великие русские поэты А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, В. Я. Брюсов и др.
Дистихи часто встречаются в качестве афоризмов, эпитафий, эпиграмм, надписей.
Слово двустишие (дистих) произошло от греческого distikhon, что в переводе означает di – два и stichos – стих.