Элеганция это в античной риторике понятие, относившееся к форме изложения (в пределах простого или среднего стилей), отмеченной правильностью, т.е. не нарушающим грамматические и лексические нормы языка отбором слов; ясностью, основанной на употреблении слов в словосочетаниях в соответствии с их точным значением; а также не лишенной звуковых и ритмических приемов украшения.
В эпоху Возрождения и барокко элеганция становится обозначением стилистического мастерства, ориентированного на образцы высокого стиля античных латинских авторов — прежде всего, Цицерона, а также названием ряда сочинений грамматического характера, в которых рассматриваются свойства различных частей речи латинского языка и их взаимосвязи, значения отдельных слов, другие вопросы латинской грамматики и разбираются ошибки: ведь, как замечает в своих «Элеганциях» (1440) Лоренцо Валла, обнаружить ошибки великих людей гораздо труднее, чем изложить какое-либо учение, а «польза этого столь велика, что невозможно назвать что-нибудь более полезное» (Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)). Именно после сочинения Валлы в Италии распространился «истинный цицеронизм, не допускавший ни одного выражения, которое не освещалось бы авторитетом первоисточника» (Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения). Красотам латинского языка посвящают свои труды Л.Корвин («Малый сад элеганций», 1505) и Я.Вимпфелинг («Элеганция старших», 1513). Проблемы изящества стиля начинают разрабатываться и применительно к национальным языкам. В Италии это — «Рассуждения в прозе о народном языке» (1525) П.Бембо, «Поэтика» (1529) Дж.Дж.Триссино; во Франции — «Защита и прославление французского языка» (1549) Ж.Дю Белле и «Краткое изложение поэтического искусства» (1565) П.де Ронсара; в Германии — «Книга о немецкой поэзии» (1624) М.Опица, «Детальное исследование главного немецкого языка» (1641—45) Ю.Г.Шолгтеля.
Элеганция в России
В России требование изящества стиля — «приятности слога» — выдвигается как актуальная проблема литературного развития на рубеже 18-19 веков карамзинистами в их полемике с А.С.Шишковым и его сторонниками, отождествившими литературный язык с языком книжным, «славенороссийским», и решительно противопоставившими его разговорной речи светского общества. Для Н.М.Карамзина принципиально важной оказывается установка на устное употребление, и критерием изящества становится здесь вкус, что в исторической перспективе является отголоском идей о национальном языке итальянских гуманистов (Данте, Б.Кастильоне), усвоению которых на русской почве способствовала западноевропейская литературно-языковая традиция (см.: Успенский Б.А. Из истории русского литературного языка XVIII — начала XIX века.).
Слово элеганция произошло от латинского elegantia, что в переводе означает —изящество.