
Елизаветинская драма это период подъёма драматического театра эпохи Возрождения в Англии конца XVI в. – первой половины XVII в., наиболее часто связан с творчеством У. Шекспира.
Происхождение названия

Название елизаветинской драмы (англ. Elizabethan drama) произошло от имени королевы Англии Елизаветы І, период правления которой (1558-1603 гг.) ознаменовался величайшим развитием литературы, драматического театра, других видов искусств и вошел в историю как Золотой век английской литературы.
Этапы и представители елизаветинской драмы
Елизаветинская драма прошла три основных этапа своего развития:
- ранний этап – конец 1580-х гг. – начало ХVII в. Первыми драматургами-елизаветинцами становятся: Джон Лили – автор романа «Эвфуэс» (1579 г.), породившего понятие «эвфуизм»; Роберт Грин, Джордж Пил, Томас Кид, Томас Нэш, Кристофер Марло, Уильям Шекспир, значительно преуспевший в комедиях, исторических хрониках, ранних трагедиях («Ромео и Джульетта», 1595 г.);
- зрелый этап – начало XVII в. – 1620-е гг. Период расцвета английской драмы: У. Шекспир создает свои знаменитые трагедии «Гамлет» (1602 г.), «Отелло» (1604 г.), «Макбет» (1606 г.), «Король Лир» (1606 г.) и трагикомедии «Цимбелин» (1610 г.), «Зимняя сказка» (1611 г.), «Буря» (1611 г.); в театр пришли Бен Джонсон, Джордж Чапмен, Томас Хейвуд, Джон Уэбстер, Томас Деккер, Томас Мидлтон, Фрэнсис Бомонт, Джон Флетчер.
- поздний этап – от 1620-х гг. до закрытия театров решением парламента Англии в 1642 г. Во время падения английского театра происходит его трансформирование, к драматургам присоединились Филипп Мэссинджер, Джон Марстон, Джон Форд, Джеймс Шерли и др.
Драматурги-елизаветинцы следовали традициям народной драмы (У. Шекспир, К. Марло, Р. Грин, Т. Нэш, Б. Джонсон, Дж. Пил, Т. Кид), используя глубокие народные истоки, мистерию и фарс, и придворно-академической драмы (Дж. Лили, Дж. Флетчер, Ф. Бомонт, Дж. Шерли, Т. Мидлтон, Дж. Марстон), обращаясь к античным, древнеримским, образцам, подражая в трагедии Сенеке, в комедии – Теренцию и Плавту. В театре широко были распространены светские пьесы – моралите, в частности интерлюдии.
Несмотря на разнородность драматургических манер, творчество елизаветинцев всецело было пронизано трагическими мотивами и направлено на гуманизм.
Первые елизаветинские театры
Первое здание елизаветинского театра появилось в Англии в 1576 году под названием «Театр», в котором выступала одна из ведущих труп Лондона «Слуги лорда-камергера» в 1596-1603 гг. В 1599 г. актёрами труппы, в которую входил У. Шекспир, был построен театр «Глобус».
Дальнейшая драматургия в Англии делится по периодам правления королей: при Якове І (1603-1625 гг.) существовала яковинская драма, при Карле І (1625-1649 гг.) –карлитская.
Значение в истории английского театра
В елизаветинскую эпоху драматическое искусство Англии, как и литература в целом, достигло такой высоты, на которую никогда больше не поднималось за всю дальнейшую историю театра.