Эмблема

Эмблема это жанр в литературе и искусстве 16-18 веков: символическое изображение, сопровождаемое словесным комментарием. Первоначально, в эллинистической и римской культуре, эмблема это панно с изображением некоей фигуры, служившее центральным элементом мозаики. В 16 веке античные эмблемы были поняты как аллегорико-символические изображения, нуждающиеся в истолковании. Снабженная пояснением, эмблема заняла важное место в культуре позднего Возрождения и барокко в качестве смешанного словесно-изобразительного жанра, «живописной поэзии» («Picta poesis» — название книги эмблем Б.Ано, 1552).

Эмблематика

Эмблематика как искусство составления и истолкования эмблем не ограничилась античными темами и соединила в себе, помимо элементов античной мифологии и классической учености, мотивы средневековых «физиологов» и бестиариев, басен и пословиц, воинской символики и рыцарских девизов. Круг явлений, охватываемых в эмблемах, был чрезвычайно широк: «Нет такой вещи под солнцем, которая не могла бы дать материал для эмблемы», — писал теоретик конца 17 века Б.Бальбин (Цитата по книге: Andrea Alciato and the emblem tradition). Барочную эмблему отличала трехчастная структура: ее открывала «надпись», или «девиз» (inscriptio, titulus, motto, lemma) — короткая фраза, обычно латинская; под ней следовал рисунок — pictura; под рисунком — «подпись» (subscriptio, declaratio, epigramma)—развернутый, нередко стихотворный текст (иногда представлявший собой цитату из античного автора), поясняющий рисунок и его связь с надписью. Эмблема в таком виде была изобретена А.Альчиато, который определил и наиболее распространенную форму бытования эмблем в виде «книг»-сборников: за изданной в 1531 «книгой эмблем» (Emblematum liber) Альчиато последовали многочисленные подражания, из которых наиболее значительны книги И.Камерария, Ано, О.Вения, Ф.Д.де Сааведры, Ф.Куарлза. Единственная русская книга эмблем («Емвлемы и символы», Амстердам, по указанию Петра I, 1705; многократно переиздавалась с дополнениями) дает редкий пример двухчастной структуры эмблемы (рисунок — подпись), определяя эмблемы как «остроумное изображение или замысловатую картину… с принадлежащей к ней нарочитою надписью, состоящею в кратком слов изречении» (Эмблемы и символы).

Эмблема тяготела к неожиданному соединению отвлеченных моральных истин и зрительных образов («Эмблема… сводит интеллигибельное к чувственному» — Ф.Бэкон. О достоинстве и приумножении наук, 1605). «Надпись» нередко приобретала характер загадки, а «подпись» — разгадки-толкования, которое могло разворачиваться в обширное рассуждение, но чаще приближалось своей краткостью к сентенции или афоризму. Так, изображение дырявой бочки в книге Г.Ролленхагена «Избранные эмблемы» (1611) имеет «надпись»: «Теку и там и сям», — моральный смысл которой раскрыт в афористической «подписи»: «Девица — дырявая бочка, протекающая повсюду и не способная сохранять ни тайну, ни любовь».

Для литературы 16-18 веков эмблематика стала источником образов и метафор, которые продолжили свою жизнь в литературе и после распада барочной эмблемы как жанра. Драматургия У.Шекспира обнаруживает глубокое влияние эмблематики: сцена с черепом Йорика в «Гамлете» (1601) связывается Х.Грином с эмблемами из «Живописной поэзии» Ано, изображающей череп и имеющей надпись: «Ех maximo minimum» («Из наибольшего — наименьшее») (Green Н. Shakespeare and the emblem writers). В русской поэзии опыт сознательного и систематического использования эмблем был предпринят Г.Р.Державиным, который в проекте собственного собрания сочинений (отчасти реконструирован в издании Я.К.Грота: Сочинения Державина: В 9 томах) поместил в концовках стихотворений эмблематические изображения, снабдив их прозаическими толкованиями: стихотворение тем самым вошло в состав эмблем на правах «надписи», сопровождаемой рисунком и «подписью». Отголоски эмблем ощутимы еще в ранней лирике А.С.Пушкина: сентенция «Болезнь любви неизлечима!», завершающая «Надпись на стене больницы» (1817), точно цитирует «Емвлемы и символы».

Закат барочной эмблематики привел к размыву границ понятия эмблемы, под которой могло теперь пониматься всякое изображение, имеющее обобщенно-символический смысл. Андрей Белый в книге «Символизм» попытался придать эмблеме новое, философское значение: понимая культуру как непрерывное «творчество идей-образов», как «эмблематику смысла», Белый выделяет в культуре ее главную эмблему — «живой образ Логоса, т.е. Лик… Лик есть человеческий образ, ставший эмблемой нормы» (Белый А. Символизм). В таком понимание эмблема, однако, уже едва ли отличима от символа.

Слово эмблема произошло от греческого emblema, что в переводе означает —рельефное украшение, инкрустация.

Путь к осознанности
Adblock
detector