Эпопея это наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Существенно различаются между собой древняя (и средневековая) героическая эпопея и эпопея Нового времени, к которой иногда применяют термин «роман-эпопея».
Героические эпопеи
Героические эпопеи, создававшиеся всеми народами в определенную эпоху их развития — в период формирования государственности, уходят корнями в древнейший фольклор, мифологию, легендарную память об исторических временах. Бытовавшие веками сказания и песни складывались в единую целостность, обычно воплощаемую письменно. Таковы древнегреческая эпопея «Илиада», индийская «Махабхарата», карело-финская «Калевала» (записи 1835-49), немецкая «Песнь о Нибелунгах» (13 век), французская «Песнь о Роланде» (12 век), скандинавская «Эдда» (запись 13 век). Однако бывало и так, что элементы эпопеи, уже родившиеся в недрах народного творчества, не смогли обрести единства и письменного воплощения. Так произошло, в частности, и с русской национальной эпопеей, которая созревала в богатырских былинах о Микуле Селяниновиче, Илье Муромце, Добрыне Никитиче, но не получила той законченной формы, которая, как правило, создается одним или несколькими индивидуальными авторами. Тем не менее, дошедшее до нас русское былинное богатство позволяет отчетливо осознать пафос и общие контуры формировавшейся в 10-14 веках национальной эпопеи. Содержание и строение героических эпопей многогранно и сложно. В них запечатлелся весь опыт народа в период его становления, отразились различные стадии и стороны этого процесса, хотя в отдельных эпопеях на первый план выдвигаются определенные моменты и темы (так, в «Калевале» изображена прежде всего борьба человека с силами природы, а в «Песни о нибелунгах» — борьба с враждебными племенами за самостоятельность народа).
Древние эпопеи
В основе художественности древних эпопей лежит величественная героика, ибо выступающие в них человеческие образы как бы непосредственно олицетворяют собой весь народ и решают своими деяниями судьбу целого общества и государства. В древних эпопеях господствует гиперболическая образность, переходящая в прямую художественную фантастику. С другой стороны, мифологическое мировосприятие, присущее людям отдаленных времен, обусловливает широчайшее изображение чудесного, волшебного, потустороннего. Гиперболизация, фантастика, волшебные образы часто выступают и в позднейшей литературе, в том числе современной. Но необходимо сознавать принципиальное отличие образности древних эпопей, ибо если позднее фантастика предстает обычно только как определенный способ художественного воплощения авторского замысла, то в древних эпопеях все чудесное и невероятное является объектом непосредственной веры и единственно возможной формой освоения мира.
Древняя эпопея вырастает на почве мифологического мировосприятия и создает фантастико-гиперболические образы всепобеждающих героев, словно наделенных мощью и умением целого народа. Но именно это дает древним эпопеям ту широту и полноту в художественном освоении мира, благодаря которым они и теперь сохраняют значение недосягаемых образцов эпического творчества. В этих эпопеях создана монументальная и всесторонняя картина мира, в которой находят место космические силы природы и особенности местного пейзажа, битвы, решающие судьбы народов, и подробности повседневного быта, возвышенные лики богов и героев — и простые человеческие лица. Все это находится в гармоническом соотношении и единстве, сливаясь в целостный образ бытия. Художественное содержание древних эпопей воплощено, естественно, в адекватной художественной форме, в широком и вольном повествовании, которое развертывает цепь событий. Древняя эпопея отмирает вместе с окончанием «детства человеческого общества». Она художественно необходима лишь до тех пор, пока сохраняются породившие ее общественные отношения, пока живет и определяет человеческое восприятие мира мифологическое сознание. После становления государства и зрелых форм цивилизации эпопея уже не может развиваться в своем первоначальном виде. Характерно, что на смену героической эпопеи является вначале эпопея комическая, которая переосмысляет и даже в известных отношениях высмеивает свою предшественницу (так, на место «Илиады» приходит «Война мышей и лягушек», 6-5 век до н.э.; на место «Песни о Роланде», 12 век, — «Неистовый Роланд», 1516, Ариосто). Однако комическая эпопея не является в полном смысле слова эпопеей, ибо не обладает широтой и многогранностью древних повествований; вернее будет назвать ее комической поэмой.
В течение ряда столетий многие большие поэты предпринимают попытки возродить подлинную эпопею; таковы произведения римского поэта Вергилия, итальянца Т.Тассо, португальца Л.де Камоэнса, француза П.де Ронсара, англичанина Э.Спенсера. Они получили наименование «искусственных эпопей». Гегель писал об «Освобожденном Иерусаиме» (1580) Тассо: «Этот эпос раскрывается как поэма, т.е. как поэтически сконструированное событие… Вместо того, чтобы, подобно Гомеру, произведение, как подлинный эпос, находило слово для всего, что представляет собою нация…» (Гегель. Сочинения). Человеческий мир кардинально изменился, и эпопеи нового мира не могла быть похожей на древнюю эпопею. Подлинными эпопеями эпохи позднего Средневековья и Возрождения явились глубоко своеобразные творения Данте, Ф.Рабле и М.Сервантеса, которые и по своему содержанию, и по форме принципиально отличались от эпопей древности. Эти произведения представляют собой как бы переход от древней героической эпопеи к роману-эпопее, характерному для Нового времени.
Эпопея Нового времени
Формирование реалистического романа в эпоху Просвещения предопределяет Э.Филдинг, обозначивший свой роман «История Тома Джонса, найденыша» (1749) как «комический эпос в прозе». Дальнейшее развитие эпопеи получает в 19 веке, когда создаются «Человеческая комедия» (1830-48) О.Бальзака, «Мертые души» (1842) Н.В.Гоголя, «Ярмарка тщеславия» (1848) У.Теккерея, цикл произведений «Ругон-Маккары» (1871 -93) Э.Золя, «Война и мир» (1863-69) и «Анна Каренина» (1873-77) Л.Н.Толстого, «Братья Карамазовы» (1879-80) Ф.М.Достоевского. Если в основе древней эпопеи лежат поэтическая стихия героики и мифологическое сознание, то в основе эпопеи Нового времени — реалистическое сознание мира. Поэтическая героика воплотилась не только в эпопеи, но и в таких жанрах, как ода, былина, романс (в средневековой Испании). Точно так же искусство прозы нашло воплощение не только в эпопеи Нового времени, но и в романе, и новелле.
Художественная природа эпопеи
Художественная природа эпопеи 19-20 веков объединяет ее в одну жанровую категорию с новеллой и романом. В современной эпопее, как и в романе, изображаются не непосредственно олицетворяющие собой целые народы герои, а люди в собственном смысле слова; мир предстает не как результат взаимодействия героев и потусторонних мифологических сил и существ, а как реальное соотношение человека и природы. Толстой писал по поводу «Войны и мира»: «Для художника… не может и не должно быть героев, а должны быть люди» (Толстой Л.Н. О литературе). Однако Толстой сказал и следующее: «Поэзия в старину занималась только сильными мира: царями и т.п., потому что себя эти сильные мира представляли высшими и полнейшими представителями людей. Если же брать людей простых, то надо, чтобы они выражали чувства всеобщие» (Там же). И простые люди в эпопее Толстого в самом деле воплощают в себе всеобщее, всенародное содержание, хотя это осуществляется совершенно иным,гораздо более сложным и опосредованным путем, чем в древней эпопее.
Основные черты современной эпопеи
Основной чертой современной эпопеи («Человеческая комедия», «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Жизнь Клима Самгина», 1927-36) является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс, и это ставит ее в один ряд с величественными эпопеями прошлого и в то же время отделяет от романов в собственном смысле слова, например романов Г.Флобера, И.С.Тургенева, Т.Гарди. Эпопея занимает большое место и в литературе 20 века. К жанру эпопеи можно отнести «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, «Тихий Дон» (1928-40) М.А.Шолохова, трилогию о Сноупсах (1940-59) У.Фолкнера, «Семью Тибо» (1922-40) Р.Мартена дю Гара. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания личности. Это определяет необычно большой объем произведения, чаще всего занимающего несколько томов (хотя, конечно, сам по себе объем не может быть признаком эпопеи). Эпопея это один из самых трудных и очень редких жанров.
Слово эпопея произошло от греческого epopoiia, что в переводе означает — собрание песен, сказаний.