Фарс

Фарс это малый комический жанр средневекового театра. Фарс возник в 12 веке, расцвета достиг в 13-14 веках, будучи в качестве интермедии частью мистериальных представлений. Истоки фарса уходят в период постановок так называемых масленичных представлений, главным эпизодом которых был поединок между Карнавалом и Постом, и рассказы гистрионов (странствующих актеров). Фарс сохранил в себе все основные признаки народных представлений: массовость, житейскую конкретность, сатирическую направленность и буффонство. Основное место в тематике фарса занимала жизнь города. Его типичными героями были горожанин, немолодой солдат, впавший в нищету дворянин, продавец индульгенций, монах-шарлатан, беспутная монашка, что позволяет говорить о возникновении в фарсе образов-масок.

Фарс был лишен морально-дидактической направленности. Победителем в нем был тот, кто проявлял большую находчивость и лучшую жизненную хватку: плут всегда вызывал большее сочувствие и был героем. Наиболее известным был анонимный фарс об адвокате Патлене (1464), пользовавшийся популярностью и в последующие века. Имя главного персонажа стало нарицательным, обозначая хитреца, изворотливого человека. В эпоху Возрождения фарс писали К.Маро, Ф.Рабле. В третьей книге «Гаргантюа и Пантагрюэля» рассказывается о постановке студентами медиками в Монпелье Фарса «О человеке, который женился на немой женщине». Этот не дошедший до нас фарс пытался восстановить А.Франс в комедии того же названия. Фарс успешно соперничал с ученой гуманистической комедией на протяжении 17 в. Его традиции  прослеживаются в «Плутнях Скапена» (1671), «Браке поневоле» (1668) Ж.Б.Мольера, в пьесах П.О.Бомарше. Частично фарс был возрожден в комедиях Б.Брехта, А.Жарди, Ж.Ромена и др. В 19-20 веках под ним стали также понимать комедии или водевили скабрезного содержания с элементами грубой комики, буффонады.

Слово фарс произошло от латинского farsum, что в переводе означает — начинка.

Путь к осознанности
Adblock
detector