Фигуры стилистические это любые обороты речи, отступающие от некоторой (ближе неопределяемой) нормы разговорной «естественности». Выделение и классификация фигур были начаты античной риторикой. Различались фигуры мысли и фигуры слова: первые не менялись от пересказа иными словами, вторые менялись.
Фигуры мысли делились на уточняющие:
- Позицию оратора — предупреждение, уступка («Пусть ты этого не знал, но ты ведь это сделал!»);
- Смысл предмета — определение, уточнение, антитеза разных видов;
- Отношение к предмету — восклицание от своего лица, олицетворение от чужого;
- Контакт со слушателями — обращение или вопрос. Словесное выражение их усиливалось или амплификацией или, наоборот, умолчанием («Не буду говорить, что ты лжец, вор, разбойник, скажу лишь…»).
Фигуры слова делились натри вида:
- Фигуры прибавления:
- повтор разных видов
- «подкрепление» с синонимическим перечислением разного рода
- многосоюзие;
- Фигуры убавления — силлепс, эллипс, бессоюзие;
- Фигуры перемещения (расположения) — инверсия и, по существу, разные виды параллелизма: точный (изоколон) и неточный, прямой и обращенный (хиазм), незарифмованный и зарифмованный (гомеотелевтон).
- Фигуры переосмысления — тропы: с переносом значения (метафора, метонимия, синекдоха, ирония), сужением значения (эмфаза), усилением значения (гипербола), детализацией значения (перифраз).
Возможны и другие классификации, например, различение фигур протяженности (прибавление — убавление), фигуры связности (соединение — разъединение), фигуры значимости (уравнивание — выделение). В зависимости от обилия фигур разного рода стиль характеризуется (нетерминологически) как «объективный», «субъективный», «лирический», «пространный», «сухой», «образный» и т.п. В эпоху Возрождения, барокко, классицизма фигуры культивировались сознательно (обилие фигур считалось признаком высокого стиля); в 19-20 веках изучение их было заброшено, и они употреблялись стихийно. К переработке теории фигур на базе современной лингвистики стремятся представители некоторых современных структурных методов в литературоведении (см. Структурализм).
Слово фигура произошло от латинского figura, что в переводе означает — очертания, внешний вид, образ.