Формисты

«Формисты» это группа парижских поэтов первой волны русской эмиграции, в своем творчестве искавшая альтернативу одновременно канонам «парижской ноты» Г.Адамовича и «Перекрестка» В.Ходасевича, наиболее близкая эстетике «Кочевья», но не разделявшая ее полностью. Идея создания группы принадлежит Анне Присмановой и ее мужу Александру Гингеру. В группу входил также В.Корвин-Пиотровский, стилистически имевший с основателями мало общего. В широком смысле иногда «Формисты» называют всю группу «Кочевье», куда одно время входили Гингер и Присманова. П.Куве характеризует группу как непримиримых оппонентов воскресеньям Д.С.Мережковского и З.Н.Гиппиус. Сведения о группе весьма скудны и противоречивы.

Официальных мероприятий «Формисты» не проводили, манифеста не публиковали, письменной истории не имеют, и память о них сохранилась лишь в воспоминаниях современников. Неизвестен точно даже год основания группы. Ю.Терапиано говорит о намерении создать группу «Формисты» после первой мировой войны: «В первые годы после войны, вместе с Корвин-Пиотровским, они (Гингер и Присманова) провозгласили себя «формистами» и собирались опубликовать идеологию «формизма», но «формизм» так и остался без теоретического обоснования, и малопомалу их группа совсем распалась» (Терпиано Ю. Литератэдэная жизнь русского Парижа за полвека. Париж; Нью-Йорк, 1987).

«Формисты» принципиально отказались писать стихи, иллюстрирующие эмоции и факты. Видимо, поэтому критики отмечали в их творчестве «рассудочность» в соседстве с «органической витиеватостью» (Бахрах А. Семеро в поисках своего «я» (Новоселье. 1950. No 42/44). По мнению Адамовича, «у Присмановой было сознание того, что стихи возникают из слов, а не из эмоций… Внешне это трудная поэзия вследствие отказа от условно-поэтических, красивых слов» (Из выступления Адамовича на вечере памяти Присмановой 16 декабря 1961 г.; микропленка в архиве автора). Если Присманова склонна к семантическим перестановкам и отличается любовью к игре слов, то Корвин-Пиотровский нарочито классичен, словарь его близок пушкинскому, он не стеснялся вводить в свои поэмы целые пушкинские строки. Стихи Гингера изобилуют редко употребимыми словами, архаизмами. В метрике Формисты придерживались классической просодии и экспериментов не ставили.

Путь к осознанности
Adblock
detector