Фрагмент это произведение, имеющее признаки неполноты или незавершенности. К фрагментам относятся:
- Произведения, сохранившиеся частично. Многие памятники древней и средневековой литературы дошли до нас во фрагменте, степень сохранности которых сильно варьируется (многие тексты древнегреческих авторов известны лишь по обрывкам фраз; в рукописи «Песни о Хильдебранте» (около 800) — древнейшего памятника немецкой литературы, не хватает последней страницы с концовкой, которая восстанавливается по другим изложениям того же сюжета);
- Произведения, не завершенные авторами. Многие из таких фрагментов, несмотря на отсутствие концовки, пользуются огромной читательской популярностью (романы «Человек без свойств», 1930-43, Р.Музиля, «Признания авантюриста Феликса Круля», 1954, Т.Манна, «Театральный роман», 1936-37, М.А.Булгакова);
- Произведения, изначально задуманные авторами как фрагмент. Идея фрагмента как самостоятельной литературной формы возникает в 18 веке вместе с предромантическим вкусом к эстетической незавершенности (мода на руины, развалины; осознание самостоятельной художественной ценности фрагментов античной поэзии).
Фрагмент отвечал потребности в новых свободных формах лирической выразительности. Уже на рубеже 17 и 18 веков английская поэтесса Энн Финч (графиня Уинчилси) называет ряд своих стихотворений «фрагментами»; в эпоху романтизма широкое распространение приобретает не только фрагмент как жанровое определение («Фрагмент» иенских-романтиков; «Фрагмент» С.Т.Колриджа «Кубла Хан», 1798; поэма Дж.Байрона «Гяур», 1813, определенная автором как «фрагмент турецкой повести»; «Драматические фрагменты» Барри Корнуолла, 1821 32; «отрывок» А.С.Пушкина «Осень», 1833), но и фрагментарность как композиционный принцип (примененный в поэмах Байрона и его многочисленных подражателей), предполагающий пунктирное, прерывистое движение сюжета и недосказанность. Особую разновидность фрагментов представляют «Фрагменты» иенских романтиков («Критические фрагменты», 1797, Ф.Шлегеля; «Цветочная пыльца», 1798, Новалиса): будучи внешне законченными афоризмами, они мыслились как подготовительная форма («Несовершенное в виде фрагмента терпимо — значит, эту форму выражения можно рекомендовать тому, кто еще не вполне созрел» — Novalis. Schriften. Stuttgart, 1960. Bd 2) и переходная стадия на пути к некой универсальной книге, которая так и не была написана ни Новалисом, ни Ф. Шлегелем. В России на становление фрагмента как особого лирического жанра большое влияние оказала публикация в 1819 А.де Латушем стихотворений А.Шенье, включавшая фрагменты его незаконченных идиллий и элегий (к форме этих фрагментов, осознанных как самостоятельные произведения, восходят элегические и антологические отрывки А.С.Пушкина 1820-х: «Дионея», «Гроб юноши», «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла…»).
Сознательное обращение к форме фрагмента в литературе второй половины 19-20 века нередко связано с проникновением в высокую литературу маргинальных бытовых жанров: дневника, «записной книжки», черновика («Фрагменты интимного дневника», 1883-84, А.Ф.Амьеля; книга Ю.К.Олеши «Ни дня без строчки», 1956, представляющая собой цикл фрагментов из записной книжки писателя). Во второй половине 20 века особое пристрастие к фрагментам и фрагментарности как художественному принципу обнаруживает постмодернизм с его идеей «децентрированного мира», «предстающего сознанию лишь в виде иерархически неупорядоченных фрагментов» (Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм, 1996). Эффект фрагментарности в литературе постмодернизма достигается элиминацией объединяющего текст авторского сознания, отказом от последовательной повествовательной стратегии в пользу коллажа и пастиша.
Слово фрагмент произошло от латинского fragmentum, что в переводе означает — обломок, кусок.