
Галантная литература – литературный стиль любовной тематики с присущим ей эротическим характером, возникший на основе понятия галантности и его проявления в придворно-аристократической среде в XVII–XVIII вв. Галантная литература сформировалась во время развития культуры барокко и рококо, на переходном этапе к эпохе Просвещения.
Генезис галантного стиля
Как результат влияния изысканных манер, вычурного стиля, куртуазных концепций, культа наслаждений и чувства любви, поклонения женщине, вежливых и обходительных отношений среди аристократии XVII–XVIII вв. в художественной и исторической литературе сформировался стиль галантных любовных произведений, в частности жанр галантного романа французской и немецкой литературы XVII века, любовные оды, сонеты, песни, мадригалы, кантаты и другие произведения малых форм.
Галантные романы проникнуты любовной линией, где главный герой верен до конца своей возлюбленной, полон уважения к ней, поклоняется ее красоте, исполняет все желания и капризы. Дамам же свойственно упрямство, инфантильность, но одновременно благородство, добродетельность и высокие идеалы. Отношения возлюбленных непременно заканчиваются браком.
XVIII век в литературе, связан со стилем рококо и крайней галантностью, известный как «галантный век».
Развитие жанра галантного романа
Классическим произведением галантной литературы является греческий роман Гелиодора «Эфиопика» (III–IV вв.) – история о невинной, верной любви, которая заканчивается бракосочетанием возлюбленных, несмотря на все препятствия на их пути.

В XVI в. особый успех в Англии имели романы Дж. Лили «Эвфуэс, или Анатомия ума» (1579 г.), «Эвфуэс и его Англия» (1580 г.) и Т. Лоджа «Розалинда, или Золотое наследие Эвфуэса» (1590 г.). Большой вклад в развитие галантной литературы Франции сделал писатель О. д’Юрфе, его выдающийся пасторальный роман «Астрея» (1607–1618 гг.) заложил основу прециозного галантно-героического романа. Литературную традицию продолжил Г. Кальпренед, доведя жанр до совершенства.
Любовной метафизикой и платоническими иллюзиями наполнены романы и французской писательницы М. де Скюдери, «Артамен, или Великий Кир» (1649–1653 гг.) и «Клелия, римская история» (1654–1660 гг.).
Расцвет галантной литературы
На рубеже XVII–XVIIІ вв. галантная литература достигла своего расцвета. Галантный стиль представлен в ранних произведениях П. Мариво, эротическими мотивами отличаются романы К. Кребийона «Софа» (1742 г.), «Заблуждения сердца и ума» (1736–1738 гг.), Ж.-П. К. Флориана «Галатея» (1783 г.), Ж.–Б. Луве де Кувре «Приключения кавалера Фоблаза» (1787–1790 гг.), особенно повесть Ш. Дюкло «Акажу и Зирфила» (1744 г.), в которой гривуазно превозносится любовь, наслаждение, сладострастие.
Формированию галантной литературы Италии в XVII–XVIII вв. содействовало сообщество «Аркадская академия» в лице К. И. Фругони, П. Метастазио и др.
Галантно-героическому стилю близки и некоторые произведения немецкого барокко, ярким образцом жанра является галантный роман немецкого писателя эпохи рококо И. Г. Шнабеля «Кавалер, блуждающий в любовном лабиринте» (1738 г.).
Галантная литература произошла от французского galant – вежливый, обходительный и старофранцузского gale, что в переводе означает – удовольствие.