Галльский кружок поэтов

Иоганн Петер Уц
Иоганн Петер Уц
Иоганн Петер Уц

Галльский кружок поэтов (немецкое Hallesche Dichterkreise) это объединение немецких литераторов, творчество которых было направлено на распространение в немецкой поэзии античной лирики в оригинальных стихотворных размерах, вытеснение рифмы посредством введения нерифмованных стихов.

Первый Галльский кружок поэтов

Первый Галльский кружок был учрежден в немецком городе Галле в 1733 году студентами-теологами, молодыми богословами Самуилом Готгольдом Ланге и Иманюелем Пира на основе теории Георга Мейера.

Выходцы из университета в Галле, который являлся центром пиетизма, галльские поэты противостояли лютеранской догматике, придавая особую значимость внутреннему благочестию, нравственному самосовершенствованию, искреннему раскаянию, религиозным переживаниям и духовному служению Богу.

Лирика поэтов-пиетистов первого Галльского кружка поэтов

Мотивы лирики поэтов-пиетистов – это прежде всего религия, благочестие, деятельная любовь, дружеские отношения, красоты природы. Галльские писатели были поклонниками английского поэта Джона Мильтона, творчество которого богато произведениями с библейскими сюжетами: поэмы «Потерянный рай» (1667 г.), «Возвращённый рай» (1671 г.), «Самсон-борец» (1671 г.) и др.

Галльские поэты отрицали концепцию узко рационалистического характера поэзии и литературы Иоганна Кристофа Готшеда, считая основой творчества веру.

Основатели галльского поэтического сообщества С. Г. Ланге и И. Пира издали общий сборник стихотворений под заглавием «Песни дружбы Тирсиса и Дамона» (1747 г.). Поэты часто обращались к античной лирике, занимаясь переводом и изданием произведений древних авторов в подлинном стихотворном размере, в частности «Од» Горация в 1752 году.

Таким образом члены объединения стремились ввести в немецкую поэзию нерифмованный стих в противовес рифме. Идеи подражания античной поэзии и ее стихотворным формам были переняты вторым Галльским кружком поэтом.

Второй Галльский кружок поэтов

Иоганн Георг Якоби
Иоганн Георг Якоби

Второй Галльский кружок поэтов основал немецкий поэт Иоганн Вильгельм Людвиг Глейм, объединив молодых литераторов, представителей анакреонтической поэзии середины XVIII века. Сообщество было создано неподалеку от Галле, в городе Хальберштадт, в котором в 1747 году Глейма назначили секретарем собора, чем и обусловлено второе название кружка – Хальберштадтский. Важнейшими и наиболее активными членами содружества были поэты Иоганн Петер Уц и Иоганн Николаус Гётц, среди других участников значились Иоганн Георг Якоби, Иоганн Беньямин Михаэлис, Вильгельм Гейнзе, Гюнтер Гёккинг и др.

Анакреонтическая лирика представителей второго Галльского кружка поэтов

Иоганн Вильгельм Людвиг Глейм переводил и издавал произведения древнегреческого лирического поэта Анакреонта и его последователей, придерживаясь стихотворного размера оригинала без использования рифмы. Сборник произведений Глейма «Опыт шуточных песен» (1746 г.) получил большой успех и заложил основу направления анакреонтической лирики в немецкой поэзии.

Творчество представителей немецкой анакреонтики развивалось в духе литературного стиля рококо. Галльские поэты изысканно, часто в игриво-шутливой форме прославляли радости, даруемые Венерой и Вакхом. Но их лирические стихотворения не воплощали индивидуального чувства, а придерживались общей концепции анакреонтики, полагающей в беззаботной жизни, утехах и веселье.

Тем не менее, показное веселье в поэзии членов второго Галльского кружка поэтов было лишь игрой, о чем свидетельствует несоответствие биографий поэтов основному их творческому мотиву. В сборнике произведений Иоганна Петера Уца «Лирические стихотворения» (1749 г.) кроме веселых эпикурейских стихов содержатся и серьезные переживания автора о бедствиях своих земляков, связанных с политическими конфликтами князей; его стихотворение «Германия в беде» (1746 г.) – явное тому подтверждение.

Значительный вклад в развитие анакреонтической поэзии и распространение античных форм сделал Иоганн Николаус Гётц. Поэт издал сборник нерифмованных од Анакреонта в 1746 году, перевел тексты выдающихся древнеримских поэтов – А. Тибулла, Катулла, крупнейших французских писателей – Ж. Лафонтена, Г. А. Шольё, Вольтера.

Ярким образцом анакреонтической литературы также является сборник лирических стихов «Поэтические опыты» (1764 г.) Иоганна Георга Якоби, поэзия которого насыщена эротическими символами.
Иоганн Беньямин Михаэлис Вильгельм Гейнзе, Гюнтер Гёккинг следовали поэтическому стилю Глейма и анакреонтической лирике Франции.

Историческое значение Галльского кружка поэтов

Галльский кружок поэтов имеет большое значение в истории литературы, так как его представители ввели нерифмованный стих в немецкую поэзию и открыли для читателей оригинальную античную лирику.

Путь к осознанности
Adblock
detector